Суеверность студентов, проходящих подготовку по творческим направлениям, и её роль в процессе профессионального развития
- Авторы: Городецкая И.М.1, Хацринова О.Ю.1, Петрова А.В.1, Абитов И.Р.2
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 265-272
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/104930
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104305
- ID: 104930
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В исследовании ставилась цель изучить особенности проявления суеверности, ее взаимосвязь с качествами личности студентов, обучающихся на творческих направлениях, и роль в процессе развития личности профессионала. Суеверность является достаточно распространенным явлением среди представителей различных профессиональных групп. Кроме того, существуют данные, демонстрирующие высокий уровень суеверности и распространенность суеверий среди студентов. Анализ феномена «суеверность» выявил два основных взгляда на его природу и функции в жизни человека: негативный и позитивный (связанный с совладанием). Поскольку специфика деятельности творческого человека предполагает высокий уровень неопределенности и непредсказуемости результата, логично предположить, что будущие представители творческих профессий будут демонстрировать достаточно высокий уровень суеверности. Кроме того, поиск нестандартных решений и художественное творчество само по себе зачастую предполагает обращение к иррациональным аспектам бытия. Однако эмпирическое исследование показало средний и низкий уровень суеверности среди студентов творческих направлений, но при этом выявило наличие значимых взаимосвязей между суеверностью и особенностями личности представителей творческих профессий, а также выявило различия внутри самой группы профессионалов творческой сферы. Полученные данные могут послужить основой для дальнейших исследований, а также могут быть использованы в практике преподавания студентам, обучающимся на творческих направлениях.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Инна Михайловна Городецкая
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: innamgor@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, магистрант кафедры дизайна
Россия, КазаньОльга Юрьевна Хацринова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: khatsrinovao@mail.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии
Россия, КазаньАнна Владимировна Петрова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: annavekselman@mail.ru
доцент кафедры дизайна
Россия, КазаньИльдар Равилевич Абитов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ildar-abitov@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности
Россия, КазаньСписок литературы
- Русинова С.А. Развитие личности специалиста творческих профессий на основе педагогической диагностики // Культура и образование. 2016. № 2 (21). С. 30–39.
- Гнатышина Е.А., Гердт Н.А. Модель формирования профессионально-творческого потенциала студентов творческих профессий // Образование и наука. 2015. № 2 (121). С. 18–27.
- Сурина М.О., Сурин А.А. Особенности подготовки студентов творческих профессий в современном вузе [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4 (27). http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2165.
- Николайчук А.С. Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентностного подхода // Территория науки. 2016. № 6. С. 29–33.
- Vyse S.A. Believing in magic: the psychology of superstition. Oxford: Oxford University Press, 2013. 328 p.
- Boyer P. Minds make societies: how cognition explains the world humans create. Yale University Press, 2020. 376 p.
- Boden M. Supernatural beliefs: considered adaptive and associated with psychological benefits // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 86. P. 227–231. doi: 10.1016/j.paid.2015.06.023.
- Irwin H.J. Belief in the paranormal: A review of the empirical literature // The Journal of the American Society for Psychical Research, 1993. Vol. 87. P. 1–38.
- Rudski J.M. The illusion of control, superstitious belief, and optimism // Current Psychology. 2004. Vol. 22. P. 306–315. doi: 10.1007/s12144-004-1036-8.
- Абитов И.Р. Суеверность и ее взаимосвязь с уровнем стресса // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 5 (72). С. 10–15.
- Abitov I.R., Gorodetskaya I.M., Akbirova R.R., Sibgatullina L.R. Superstitiousness and paranormal beliefs of engineering students comparing to students majoring in sciences, arts and humanities // Revista Espacios. 2018. Vol. 39, № 10. P. 28–36.
- Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6 (19). С. 20–35.
- Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 85–97.
- Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. … д-ра псих. наук. Томск, 2007. 303 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. 56 с.
- Абитов И.Р., Акбирова Р.Р. Разработка опросника суеверности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 75. http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n75/1858-abitov75.html.
- Григорьев Д.С. Адаптация и валидизация шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 2. С. 132–145.
- Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1239-egorova45.html.
- Серавин А.И. Исследование творчества. СПб.: Копи-Парк, 2005. 200 с.
- Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2019. № 4. С. 54–67.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Азбука, 2021. 448 с.
- Marques N.S., Benvenuti M.F.L. The study of superstition in behavioral sciences: discussing experimental arrangements and theoretical assumptions // Trends in Psychology. 2017. Vol. 25, № 3. P. 1397–1409. doi: 10.9788/TP2017.
- Womack M. Why athletes need ritual: A study of magic among professional athletes // Sport and Religion / S.J. Hoffman (ed.). Champaign: Human Kinetics, 1992. P. 191–202.
- Taylor S.E. Adjustment to threatening events: a theory of cognitive adaptation // American Psychologist. 1983. Vol. 38, № 1. P. 1161–1173. doi: 10.1037/0003-066X.38.11.1161.
Дополнительные файлы
