Суеверность студентов, проходящих подготовку по творческим направлениям, и её роль в процессе профессионального развития

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании ставилась цель изучить особенности проявления суеверности, ее взаимосвязь с качествами личности студентов, обучающихся на творческих направлениях, и роль в процессе развития личности профессионала. Суеверность является достаточно распространенным явлением среди представителей различных профессиональных групп. Кроме того, существуют данные, демонстрирующие высокий уровень суеверности и распространенность суеверий среди студентов. Анализ феномена «суеверность» выявил два основных взгляда на его природу и функции в жизни человека: негативный и позитивный (связанный с совладанием). Поскольку специфика деятельности творческого человека предполагает высокий уровень неопределенности и непредсказуемости результата, логично предположить, что будущие представители творческих профессий будут демонстрировать достаточно высокий уровень суеверности. Кроме того, поиск нестандартных решений и художественное творчество само по себе зачастую предполагает обращение к иррациональным аспектам бытия. Однако эмпирическое исследование показало средний и низкий уровень суеверности среди студентов творческих направлений, но при этом выявило наличие значимых взаимосвязей между суеверностью и особенностями личности представителей творческих профессий, а также выявило различия внутри самой группы профессионалов творческой сферы. Полученные данные могут послужить основой для дальнейших исследований, а также могут быть использованы в практике преподавания студентам, обучающимся на творческих направлениях.

Об авторах

Инна Михайловна Городецкая

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: innamgor@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент, магистрант кафедры дизайна

Россия, Казань

Ольга Юрьевна Хацринова

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: khatsrinovao@mail.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии

Россия, Казань

Анна Владимировна Петрова

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: annavekselman@mail.ru

доцент кафедры дизайна

Россия, Казань

Ильдар Равилевич Абитов

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ildar-abitov@yandex.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности

Россия, Казань

Список литературы

  1. Русинова С.А. Развитие личности специалиста творческих профессий на основе педагогической диагностики // Культура и образование. 2016. № 2 (21). С. 30–39.
  2. Гнатышина Е.А., Гердт Н.А. Модель формирования профессионально-творческого потенциала студентов творческих профессий // Образование и наука. 2015. № 2 (121). С. 18–27.
  3. Сурина М.О., Сурин А.А. Особенности подготовки студентов творческих профессий в современном вузе [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. № 4 (27). http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2165.
  4. Николайчук А.С. Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентностного подхода // Территория науки. 2016. № 6. С. 29–33.
  5. Vyse S.A. Believing in magic: the psychology of superstition. Oxford: Oxford University Press, 2013. 328 p.
  6. Boyer P. Minds make societies: how cognition explains the world humans create. Yale University Press, 2020. 376 p.
  7. Boden M. Supernatural beliefs: considered adaptive and associated with psychological benefits // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 86. P. 227–231. doi: 10.1016/j.paid.2015.06.023.
  8. Irwin H.J. Belief in the paranormal: A review of the empirical literature // The Journal of the American Society for Psychical Research, 1993. Vol. 87. P. 1–38.
  9. Rudski J.M. The illusion of control, superstitious belief, and optimism // Current Psychology. 2004. Vol. 22. P. 306–315. doi: 10.1007/s12144-004-1036-8.
  10. Абитов И.Р. Суеверность и ее взаимосвязь с уровнем стресса // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. № 5 (72). С. 10–15.
  11. Abitov I.R., Gorodetskaya I.M., Akbirova R.R., Sibgatullina L.R. Superstitiousness and paranormal beliefs of engineering students comparing to students majoring in sciences, arts and humanities // Revista Espacios. 2018. Vol. 39, № 10. P. 28–36.
  12. Измоденова Н.Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6 (19). С. 20–35.
  13. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверий // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 85–97.
  14. Стоянова И.Я. Пралогические образования в норме и патологии: дис. … д-ра псих. наук. Томск, 2007. 303 с.
  15. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. 56 с.
  16. Абитов И.Р., Акбирова Р.Р. Разработка опросника суеверности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 75. http://psystudy.ru/index.php/num/2021v14n75/1858-abitov75.html.
  17. Григорьев Д.С. Адаптация и валидизация шкалы веры в паранормальное Дж. Тобасика // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6, № 2. С. 132–145.
  18. Егорова М.С., Паршикова О.В. Психометрические характеристики Короткого портретного опросника Большой пятерки (Б5-10) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n45/1239-egorova45.html.
  19. Серавин А.И. Исследование творчества. СПб.: Копи-Парк, 2005. 200 с.
  20. Седых А.Б. Вклад Джона Льюиса Холланда в психологию профессий и карьеры (к 90-летию со дня рождения известного ученого) // Человек. Сообщество. Управление. 2019. № 4. С. 54–67.
  21. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Азбука, 2021. 448 с.
  22. Marques N.S., Benvenuti M.F.L. The study of superstition in behavioral sciences: discussing experimental arrangements and theoretical assumptions // Trends in Psychology. 2017. Vol. 25, № 3. P. 1397–1409. doi: 10.9788/TP2017.
  23. Womack M. Why athletes need ritual: A study of magic among professional athletes // Sport and Religion / S.J. Hoffman (ed.). Champaign: Human Kinetics, 1992. P. 191–202.
  24. Taylor S.E. Adjustment to threatening events: a theory of cognitive adaptation // American Psychologist. 1983. Vol. 38, № 1. P. 1161–1173. doi: 10.1037/0003-066X.38.11.1161.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Городецкая И.М., Хацринова О.Ю., Петрова А.В., Абитов И.Р., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».