Методика изучения изоляции как фактора эволюционного процесса в вузовской дисциплине «Теория эволюции»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие синтетической теории эволюции, возникшей на основе синтеза дарвинизма, генетики и экологии, сопровождалось открытием факторов эволюции, которые были неизвестны в XIX веке. Открытие изоляции позволило описать механизм сохранения популяций, видов, а также процесс видообразования. В учебной литературе по теории эволюции приводятся определения изоляции, классификация форм изоляции, а также роль изоляции в эволюционном процессе. Изучение изоляции как фактора эволюции нуждается в разработке методики изучения изолирующих механизмов. Реализация этой цели сопряжена с выбором варианта определения изоляции как фактора эволюции. Методически удачным является определение изоляции, описывающее роль этого фактора на начальных этапах микроэволюции и приводящего к появлению новых видов и сохранении их изолированности. При формулировке определения изоляции желательно использование таких терминов, как популяция, вид, поток генов и дивергенция. Изолирующие механизмы проявляются в нескольких формах, что обусловливает необходимость их классификации. Классификация Э. Майра (1974) позволяет при проведении занятий описывать последовательность, взаимосвязь и роль в эволюции основных форм изоляции. С точки зрения методики обучения рекомендуется проведение лабораторных работ при рассмотрении таких форм изоляции, как сезонная, биотопическая и этологическая формы. Реализация предложенной методики изучения изоляции как фактора эволюционного процесса в вузовской дисциплине «Теория эволюции» позволяет повысить эффективность усвоения учебного материала студентами.

Об авторах

Елена Анатольевна Ламехова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lamehovaea@cspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. История биологии с древнейших времен до начала ХХ века / под ред. С.Р. Микулинского. М.: Наука, 1972. 536 с.
  2. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 640 с.
  3. История биологии с начала XX века до наших дней / под ред. Л.Я. Бляхера. М.: Наука, 1975. 660 с.
  4. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Методика изучения закономерностей эволюционного процесса в средней общеобразовательной школе. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2020. 196 с.
  5. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. 271 с.
  6. Dobzhansky Th. Genetics of the evolutionary process. New York, Columbia University Press, 1971. 505 p.
  7. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир, 1974. 465 с.
  8. Симпсон Дж. Великолепная изоляция. М.: Мир, 1983. 256 с.
  9. Солбриг О., Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: Мир, 1982. 488 с.
  10. Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: МГУ, 1987. 320 с.
  11. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высш. шк., 1998. 336 с.
  12. Северцов А.С. Теория эволюции. М.: ВЛАДОС, 2005. 380 с.
  13. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Методика изучения популяции в школьном курсе биологии // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 265–271. doi: 10.17816/snv201981309.
  14. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия. СПб., 2000. 1456 с.
  15. Mecham J.S. Isolating mechanisms in anuran amphibians // Vertebrate Speciation / W.F. Blair (ed.). Austin: University of Texas Press, 1961. P. 24–61.
  16. Dobzhansky Th. Genetics and the origin of species, 3rd. ed. New York: Columbia Univ. Press, 1951. 364 p.
  17. White M.J.G. Animal cytology and evolution, 2nd ed. Cambridge Cambridge Univ. Press, 1954. 454 p.
  18. Ламехов Ю.Г. Значение лабораторных занятий по теории эволюции для профессиональной подготовки будущих учителей биологии // Проблемы и перспективы развития методики обучения биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку: мат-лы IV всерос. науч.-практ. конф. 29 сентября – 2 октября 2008 г., г. Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2008. С. 46–48.
  19. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Использование местных объектов растений и животных при подготовке учителей биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. 27–29 октября 2016 г., г. Москва, Российская Федерация / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: МГОУ, 2016. С. 56–58.
  20. Ламехов Ю.Г. Птицы Челябинской области. Челябинск: Абрис, 2013. 128 с.
  21. Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Изучаем жизнь пернатых // Биология для школьников. 2013. № 1. С. 32–41.
  22. Ламехов Ю.Г. Эволюционный подход при изучении дисциплины «Зоология» в высшей школе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и в вузе: сб. мат-лов всерос. с междунар. уч. науч.-практ. конф., 8–10 ноября 2017 г., г. Москва, Российская Федерация / отв. ред. В.В. Пасечник. М.: МГОУ, 2017. С. 81–82.
  23. Ламехова Е.А., Ламехов Ю.Г. Эволюционный подход к изучению биологии птиц в высшей школе // Инновации в естественнонаучном образовании: мат-лы IX всерос. (с междунар. уч.) науч.-метод. конф. в рамках VI междунар. науч.-образ. форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», 27 октября 2017 г., г. Красноярск, Российская Федерация / отв. ред. И.А. Зорков, Н.М. Горленко. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2017. С. 89–94.
  24. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль, 1990. 637 с.
  25. Вилер А. Определитель рыб морских и пресных вод северо-европейского бассейна. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. 432 с.
  26. Ламехов Ю.Г. Последовательность формирования пространственно-временной структуры поливидовых и моновидовых колоний птиц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. С. 259–266.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Основные события в жизни поливидовой колонии птиц на примере размножения озерной чайки и черношейной поганки (оз. Курлады, 1988–2007 гг.)

Скачать (43KB)

© Ламехова Е.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».