Коммуникационная деятельность преподавателя цифрового общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются этапы информатизации общества (автоматизация, информатизация, цифровизация) в исторической ретроспективе и их влияние на образование, определяются изменения деятельности преподавателя в условиях цифрового общества и цифровизации образования: специфика деятельности преподавателя цифрового общества, обусловленная изменением объекта («удаленный» обучающийся), предмета (оцифрованные данные, цифровые следы учебной деятельности обучающегося) и инструментов деятельности (цифровых технологий и платформ, средств видео-конференц-связи, технологий обработки информации); особенность деятельности преподавателя, обусловленная удаленным взаимодействием преподавателя с обучающимися; трудности и проблемы коммуникационного взаимодействия преподавателя с обучающимися. Теоретические выводы подкреплены результатами пилотажного исследования, в котором участвовали преподаватели образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Полученные эмпирические данные выявили трудности, влияющие на качество передачи знаний в онлайн и офлайн-коммуникациях, проблемы управления информационными потоками, а также тенденцию снижения проблем, связанных с соблюдением правил сетевой этики. Осуществлен прогноз вероятных негативных последствий преобладания опосредованного контакта в учебном процессе, предложены способы предупреждения их возникновения с помощью традиционных педагогических принципов и техник взаимодействия, адаптированных под современные коммуникации.

Об авторах

Наталья Борисовна Стрекалова

Тольяттинская академия управления; Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: snb_05@mail.ru

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики, профессор кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, Тольятти; Самара

Список литературы

  1. Лапидус Л.В. Big Data, Sharing economy, Интернет вещей, роботизация: взгляд в будущее российского бизнеса // Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции: мат-лы III межфакультетской науч.-практ. конф. молодых ученых: доклады и выступления, Москва, 7 декабря 2016 года. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 5–24.
  2. Беришвили О.Н., Стрекалова Н.Б., Храмцова А.Б. Ключевые компетенции отраслевых специалистов цифровой экономики // Цифровизация сельского хозяйства – стратегия развития: сб. междунар. науч.-практ. конф. (ISPS(WoS)-024). 2019. С. 76–79.
  3. Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И. и др. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: монография. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
  4. Кешелава А.В., Буданов В.Г., Дмитров И.Д. Введение в «цифровую» экономику. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт геологических, геофизических и геохимических систем, 2017. 44 с.
  5. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84–88.
  6. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.
  7. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
  8. Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Образовательные риски в инновационных условиях педагогической деятельности: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. 194 с.
  9. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое образование: особенности и терминология // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: мат-лы междунар. интернет-конф. (Москва, 8–11 октября 2018 года). М.: МГПУ, 2019. С. 93–99.
  10. Санько А.М. Функции преподавателя в цифровом образовании // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 20 февраля 2020 г.). Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 126–130.
  11. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Профессиональное образование. 2013. № 9. С. 5–9.
  12. Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3 (36). doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.
  13. Стрекалова Н.Б. Компетенции преподавателя цифрового образования // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 20 февраля 2020 г.). Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 136–142.
  14. Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. Самара: Самарский университет, 2014. 144 с.
  15. Шишонина Н.В., Соскова Е.Е. Специфика коммуникативной деятельности преподавателя // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. II междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 29 июля 2019 года). М.: МНИЦ «Наукосфера», 2019. С. 52–55.
  16. Коротаева Е.В., Чугаева И.Р. Педагогическое взаимодействие: вопросы методологии и методики // Ученые записки государственного уральского университета. 2021. Т. 16, № 5. С. 159–167.
  17. Бурилкина С.А., Супрун Н.Г., Томаров А.В. Проблемы взаимодействия преподавателей и студентов в электронном образовательном процессе технического вуза // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 38–41.
  18. Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 2017. 588 с.
  19. Колесникова И.А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12–23.
  20. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стрекалова Н.Б., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».