Коммуникационная деятельность преподавателя цифрового общества
- Авторы: Стрекалова Н.Б.1,2
-
Учреждения:
- Тольяттинская академия управления
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 289-294
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/104934
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104309
- ID: 104934
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются этапы информатизации общества (автоматизация, информатизация, цифровизация) в исторической ретроспективе и их влияние на образование, определяются изменения деятельности преподавателя в условиях цифрового общества и цифровизации образования: специфика деятельности преподавателя цифрового общества, обусловленная изменением объекта («удаленный» обучающийся), предмета (оцифрованные данные, цифровые следы учебной деятельности обучающегося) и инструментов деятельности (цифровых технологий и платформ, средств видео-конференц-связи, технологий обработки информации); особенность деятельности преподавателя, обусловленная удаленным взаимодействием преподавателя с обучающимися; трудности и проблемы коммуникационного взаимодействия преподавателя с обучающимися. Теоретические выводы подкреплены результатами пилотажного исследования, в котором участвовали преподаватели образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Полученные эмпирические данные выявили трудности, влияющие на качество передачи знаний в онлайн и офлайн-коммуникациях, проблемы управления информационными потоками, а также тенденцию снижения проблем, связанных с соблюдением правил сетевой этики. Осуществлен прогноз вероятных негативных последствий преобладания опосредованного контакта в учебном процессе, предложены способы предупреждения их возникновения с помощью традиционных педагогических принципов и техник взаимодействия, адаптированных под современные коммуникации.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Борисовна Стрекалова
Тольяттинская академия управления; Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: snb_05@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной информатики, профессор кафедры теории и методики профессионального образования
Россия, Тольятти; СамараСписок литературы
- Лапидус Л.В. Big Data, Sharing economy, Интернет вещей, роботизация: взгляд в будущее российского бизнеса // Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции: мат-лы III межфакультетской науч.-практ. конф. молодых ученых: доклады и выступления, Москва, 7 декабря 2016 года. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 5–24.
- Беришвили О.Н., Стрекалова Н.Б., Храмцова А.Б. Ключевые компетенции отраслевых специалистов цифровой экономики // Цифровизация сельского хозяйства – стратегия развития: сб. междунар. науч.-практ. конф. (ISPS(WoS)-024). 2019. С. 76–79.
- Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И. и др. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: монография. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.
- Кешелава А.В., Буданов В.Г., Дмитров И.Д. Введение в «цифровую» экономику. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт геологических, геофизических и геохимических систем, 2017. 44 с.
- Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84–88.
- Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.
- Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
- Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Образовательные риски в инновационных условиях педагогической деятельности: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. 194 с.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое образование: особенности и терминология // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: мат-лы междунар. интернет-конф. (Москва, 8–11 октября 2018 года). М.: МГПУ, 2019. С. 93–99.
- Санько А.М. Функции преподавателя в цифровом образовании // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 20 февраля 2020 г.). Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 126–130.
- Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Профессиональное образование. 2013. № 9. С. 5–9.
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3 (36). doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.
- Стрекалова Н.Б. Компетенции преподавателя цифрового образования // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 20 февраля 2020 г.). Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 136–142.
- Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. Самара: Самарский университет, 2014. 144 с.
- Шишонина Н.В., Соскова Е.Е. Специфика коммуникативной деятельности преподавателя // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. II междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 29 июля 2019 года). М.: МНИЦ «Наукосфера», 2019. С. 52–55.
- Коротаева Е.В., Чугаева И.Р. Педагогическое взаимодействие: вопросы методологии и методики // Ученые записки государственного уральского университета. 2021. Т. 16, № 5. С. 159–167.
- Бурилкина С.А., Супрун Н.Г., Томаров А.В. Проблемы взаимодействия преподавателей и студентов в электронном образовательном процессе технического вуза // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 38–41.
- Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 2017. 588 с.
- Колесникова И.А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12–23.
- Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.
Дополнительные файлы
