Электронные образовательные ресурсы как средство формирования информационной компетентности учащихся по географии в современной школе
- Авторы: Суппес Н.Е.1
-
Учреждения:
- Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 295-298
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/104935
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104310
- ID: 104935
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается актуальность использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебной деятельности как средства формирования информационной компетентности учащихся. Разнообразные электронные образовательные ресурсы, широко представленные в современном мировом образовательном пространстве, активно применяются на уроках географии и способствуют формированию у учащихся умения грамотно работать с информацией: осуществлять ее поиск в различных источниках; применять компьютерные технологии и использовать информационные устройства для решения учебных задач; самостоятельно отбирать и анализировать данные; устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в структурированном виде с использованием геоинформационных систем, презентаций, виртуальных объектов, таблиц, схем, диаграмм и др. С целью исследования различных аспектов использования ЭОР было проведено анкетирование учителей географии общеобразовательных школ юга Тюменской области. Статья содержит ряд выводов, сделанных на основе анализа результатов проведенного исследования. Учителя отмечают значительный опыт и высокую активность в использовании ЭОР, обусловленную как реализацией проектов по цифровизации образовательной среды, так и ситуацией с изменением формата обучения в условиях пандемии. В решении различных учебных задач предпочтение отдается электронным образовательным платформам, электронным учебникам и учебно-методические пособиям, а также интернет-ресурсам для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Электронные образовательные ресурсы стали неотъемлемым компонентом учебного процесса, значительно расширяя образовательные возможности в формировании и совершенствовании умений и навыков работы учащихся с информацией.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Евгеньевна Суппес
Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya-suppes@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, географии и методики их преподавания
Россия, г. Ишим, Тюменская областьСписок литературы
- Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 186 с.
- Крылов А. Компьютерный инструментарий учителя: картографические ресурсы // Народное образование. 2008. № 2 (1375). С. 207–211.
- Чусавитина Г.Н. Развитие компетенций научно-педагогических кадров по обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России, Петрозаводск, 27–28 октября 2011 года. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2011. С. 338–345.
- Каменев К.В. Информационная компетентность как одна из ключевых компетентностей в современной системе образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6–5 (50). С. 20–24.
- Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. М.: НФПК, 2007. 56 с.
- Коровкина Н.Н. Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. М.: Первое сентября, 2013. 728 с.
- Ионова О.Н. Формирование информационной компетентности взрослых в процессе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород, 2007. 20 с.
- Хенер К.К., Шестаков А.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения // Информатика и образование. 2004. № 12. С. 5–9.
- Петрова Е.В. Информационная компетентность в образовании как залог успешной адаптации человека в информационном обществе // Информационное общество. 2012. № 2. С. 37–43.
- Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. № 1. С. 4–8.
- Бондаренко Н.В., Бородина Д.Р., Гохберг Л.М. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.
- ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения: введ. 2011-01-01. М.: Стандартинформ, 2018. 10 с.
- ГОСТ Р 52657-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов (с попр.): введ. 2008-07-01. М.: Стандартинформ, 2018. 10 с.
- Жауленова Д.А. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как одно из основных средств обучения географии в современной школе // Студенты вузов – школе и производству: сб. студ. науч. ст. / отв. ред. С.Н. Синегубов. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2021. С. 103–105.
- Заболотнова Е.Ю. Информационная образовательная среда по географии – инструментарий повышения эффективности географического образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2007. № 1. С. 86–89.
- Шидловский Ф.К. Электронные образовательные ресурсы в школьном курсе физической географии // Материалы 76-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. Минск: БГУ, 2019. С. 14–17.
- Никитина Н.П. Развитие мотивации у учащихся к изучению географии средствами компьютерных технологий // Педагогическое образование на Алтае. 2011. № 1. С. 149–155.
- Гришечко А.В. Цифровой урок географии: советы учителя-практика // Информационные технологии в образовании: мат-лы XI всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. М.: Перо, 2019. С. 63–67.
- Аксенова М.Ю., Мифтякова Э.Ф. Педагогические возможности информационно-коммуникационных технологий на уроках географии // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2019. Т. 25, № 2. С. 297–308.
- Карлов И.А., Ковалев В.О., Кожевников Н.А. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с.
- Барабанов В.В., Подболотова М.И., Дмитриева В.Т. Использование контента электронного учебника по географии в образовательном процессе // Добродеевские чтения – 2018: II междунар. науч.-практ. конф. 18–19 октября 2018 г., г. Москва) / отв. ред. Ю.М. Гришаева; ред. колл.: З.Н. Ткачева и др. М.: ИИУ МГОУ, 2018. С. 245–248.
- Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В., Хизбуллина Р.З. Использование возможностей Google-карт в качестве наглядных пособий в географическом образовании // Перспективы науки и образования. 2017. № 6. С. 162–168.
- Тюрина В.А., Грушина Т.П. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках географии // Бюллетень института естествознания и спортивных технологий: сб. науч. ст. Вып. I. М.: МГПУ, ИЕСТ, 2020. С. 90–98.
- Деменева Н.Н., Кораблева А.П. Исследование особенностей использования ИКТ учителями начальных классов на уроках математики.
Дополнительные файлы
