Формирование мужественности в гражданских учебных заведениях пореформенной России (на основе дворянских мемуаров)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье на основе воспоминаний дворян – выпускников гимназий и училищ представлены особенности формирования мужественности в гражданских учебных заведениях дореволюционной России. Реформирование образования во второй половине XIX века было обусловлено подготовкой новых профессиональных кадров. Учебные заведения стали центром гражданского воспитания. Моральный облик и дисциплина являлись основополагающим аспектом в процессе воспитания. Выбор учебного заведения для юношей и их родителей был важным шагом для успешной карьеры. Неуставные отношения характерны как для военных учебных заведений, так и для гражданских. Физической подготовке в стенах гражданских учебных заведений также уделяли внимание. Для дворян-юношей проявление мужественности состояло в первую очередь в служении своей стране на государственном, научном и преподавательском поприщах. Годы, проведенные в учебном заведении, воспринимались будущими мужчинами по-разному. Начальство и педагогический состав вкладывали в своих воспитанников основы гуманизма, патриотизма и человечности. Но сам труд учителя и воспитателя в гражданском учебном заведении был нелегким. Всесословность образования показывала, что дворянство теряло свои главенство, но, несмотря на это, формировало в юных дворянах чувство толерантности.

Об авторах

Марина Сергеевна Трегубова

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina_tregubova@mail.ru

аспирант кафедры истории России

Россия, Пушкин

Список литературы

  1. Пищулина А.Р. Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х гг. XIX века // Государство и право в XXI веке. 2016. № 2. С. 9-12.
  2. Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало ХХ в.): монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. 203 с.
  3. Гребенкин А.Н. Неуставные отношения в военных-учебных заведениях Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. I. С. 31-35.
  4. Прохоренков А.А. Русский учитель второй половины XIX века // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 1 (75). С. 148-155.
  5. Пашкова Т.И. «В гимназической форме никуда не пускают»: запрещенные к посещению для школьников места Петербурга во второй половине XIX - начале XX вв. // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность: сб. мат-лов междунар. науч. конф. / отв. ред. В.А. Веременко. Т. 2. СПб., 2018. С. 158-163.
  6. Перцев В.В. Гимнастика в русской гимназии конца XIX - начала XX веков // Концепт. 2013. № 4. С. 56-60.
  7. Пушкарева Н.Л. Об эмпатии в антропологии и важности раздельного описания и изучения мужской и женской повседневности // Женщина в российском обществе. 2014. № 1. С. 3-11.
  8. Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 20. С. 40-44.
  9. Емелькина И.В. Онтологические основания женственности // Мир науки и образования. 2018. № 1 (13). С. 1-12.
  10. Малова Т.В. Мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. С. 148-153.
  11. Федосеева И.А., Соломатин Е.В. Трансформация личности в российском обществе // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 80-85.
  12. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 520. Д. 16.
  13. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Ф. 136. Оп. 2. Д. 32.
  14. ЦГИА. Ф. 136. Оп. 2. Д. 9.
  15. Громов М.М. В небе и на земле: Заметки о лётной профессии. М.: Гласность, 2011. 525 с.
  16. ЦГИА. Ф. 136. Оп. 2. Д. 748.
  17. О баллах по успехам и поведению в школах // Вестник воспитания. 1890. № 8. С. 57-72.
  18. Астров Н.И. Воспоминания. Т. I. Париж: YMCA Press, 1940. 359 с.
  19. Давыдов А.В. Воспоминания 1881-1955. Париж: Альбатрос, 1982. 286 с.
  20. ОР РНБ. Ф. 601. Д. 47.
  21. Ковалевский М.М. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Росспэн, 2005. 781 с.
  22. Наумов А.Н. Из уцелевших воспоминаний, 1868-1917: в 2-х кн. Нью-Йорк: Изд. А.К. Наумовой и О.А. Кусевицкой, 1954. 377 с.
  23. ЦГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 47.
  24. Львов Е.Г. Воспоминания. М.: Русский путь, 2002. 313 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Трегубова М.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».