Формирование мужественности в гражданских учебных заведениях пореформенной России (на основе дворянских мемуаров)
- Авторы: Трегубова М.С.1
-
Учреждения:
- Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 231-236
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/108348
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111212
- ID: 108348
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье на основе воспоминаний дворян – выпускников гимназий и училищ представлены особенности формирования мужественности в гражданских учебных заведениях дореволюционной России. Реформирование образования во второй половине XIX века было обусловлено подготовкой новых профессиональных кадров. Учебные заведения стали центром гражданского воспитания. Моральный облик и дисциплина являлись основополагающим аспектом в процессе воспитания. Выбор учебного заведения для юношей и их родителей был важным шагом для успешной карьеры. Неуставные отношения характерны как для военных учебных заведений, так и для гражданских. Физической подготовке в стенах гражданских учебных заведений также уделяли внимание. Для дворян-юношей проявление мужественности состояло в первую очередь в служении своей стране на государственном, научном и преподавательском поприщах. Годы, проведенные в учебном заведении, воспринимались будущими мужчинами по-разному. Начальство и педагогический состав вкладывали в своих воспитанников основы гуманизма, патриотизма и человечности. Но сам труд учителя и воспитателя в гражданском учебном заведении был нелегким. Всесословность образования показывала, что дворянство теряло свои главенство, но, несмотря на это, формировало в юных дворянах чувство толерантности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Марина Сергеевна Трегубова
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: marina_tregubova@mail.ru
аспирант кафедры истории России
Россия, ПушкинСписок литературы
- Пищулина А.Р. Некоторые аспекты законодательного реформирования системы образования в 60-х гг. XIX века // Государство и право в XXI веке. 2016. № 2. С. 9-12.
- Веременко В.А. Дети в дворянских семьях России (вторая половина XIX - начало ХХ в.): монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. 203 с.
- Гребенкин А.Н. Неуставные отношения в военных-учебных заведениях Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3-х ч. Ч. I. С. 31-35.
- Прохоренков А.А. Русский учитель второй половины XIX века // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 1 (75). С. 148-155.
- Пашкова Т.И. «В гимназической форме никуда не пускают»: запрещенные к посещению для школьников места Петербурга во второй половине XIX - начале XX вв. // Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность: сб. мат-лов междунар. науч. конф. / отв. ред. В.А. Веременко. Т. 2. СПб., 2018. С. 158-163.
- Перцев В.В. Гимнастика в русской гимназии конца XIX - начала XX веков // Концепт. 2013. № 4. С. 56-60.
- Пушкарева Н.Л. Об эмпатии в антропологии и важности раздельного описания и изучения мужской и женской повседневности // Женщина в российском обществе. 2014. № 1. С. 3-11.
- Герасименко И.Е. Концепты «мужественность» и «женственность» как основа гендерной культуры и ментальности // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 20. С. 40-44.
- Емелькина И.В. Онтологические основания женственности // Мир науки и образования. 2018. № 1 (13). С. 1-12.
- Малова Т.В. Мужественность как категория гендерного самоопределения личности мужчины и женщины // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. С. 148-153.
- Федосеева И.А., Соломатин Е.В. Трансформация личности в российском обществе // Гуманизация образования. 2015. № 2. С. 80-85.
- Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 520. Д. 16.
- Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Ф. 136. Оп. 2. Д. 32.
- ЦГИА. Ф. 136. Оп. 2. Д. 9.
- Громов М.М. В небе и на земле: Заметки о лётной профессии. М.: Гласность, 2011. 525 с.
- ЦГИА. Ф. 136. Оп. 2. Д. 748.
- О баллах по успехам и поведению в школах // Вестник воспитания. 1890. № 8. С. 57-72.
- Астров Н.И. Воспоминания. Т. I. Париж: YMCA Press, 1940. 359 с.
- Давыдов А.В. Воспоминания 1881-1955. Париж: Альбатрос, 1982. 286 с.
- ОР РНБ. Ф. 601. Д. 47.
- Ковалевский М.М. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Росспэн, 2005. 781 с.
- Наумов А.Н. Из уцелевших воспоминаний, 1868-1917: в 2-х кн. Нью-Йорк: Изд. А.К. Наумовой и О.А. Кусевицкой, 1954. 377 с.
- ЦГИА. Ф. 44. Оп. 2. Д. 47.
- Львов Е.Г. Воспоминания. М.: Русский путь, 2002. 313 с.
Дополнительные файлы
