Смысловое чтение как средство формирования экологического мировоззрения учащихся в процессе обучения географии
- Авторы: Бекетова С.И.1, Кубышкина Е.Н.1, Губеева С.К.1, Уленгов Р.А.1, Уразметов И.А.1, Хаялеева А.Д.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 272-280
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/108356
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111302
- ID: 108356
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются в свете современных требований ФГОС общего образования по географии вопросы формирования экологического мировоззрения обучающихся, способных к саморазвитию и самообразованию на основе универсальных учебных действий. Затрагивается вопрос об экологической компетенции как составной части научного мировоззрения. Выделены мировоззренческие экологические знания, являющиеся содержательной основой мировоззрения по всем курсам школьной географии, отмечены экологические умения. Рассмотрены компоненты экологического мировоззрения – познавательный, ценностно-нормативный, морально-волевой, практический. Уделено внимание вопросам интеллектуального развития как центрального звена научного мировоззрения, условиям формирования экологического мировоззрения: отбору содержания учебного материала, использованию межпредметных связей, установлению причинно-следственных связей, применению современных педагогических технологий. Акцентируется внимание на технологию проблемного обучения как основы для технологий личностно-ориентированного обучения – технологии проектной деятельности и кейс-технологии. Особое внимание уделено технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), как наиболее оптимальной и рациональной технологии для формирования универсального общеучебного действия – смыслового чтения, одного из элементов читательской компетенции, относящейся к ключевой познавательной компетенции, составляющей основу познавательного компонента экологического мировоззрения. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию навыков смыслового чтения.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Ивановна Бекетова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: svetlanasun2012@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования
Россия, КазаньЕлена Николаевна Кубышкина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: kartaglobus@mail.ru
кандидат географических наук, доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования
Россия, КазаньСветлана Кузьминична Губеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: gluklichs@mail.ru
старший преподаватель кафедры теории и методики географического и экологического образования
Россия, КазаньРуслан Анатольевич Уленгов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: ulengovr@mail.ru
кандидат географических наук, доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования
Россия, КазаньИльдар Анварович Уразметов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Email: urazmetov-i@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования
Россия, КазаньАльбина Дамировна Хаялеева
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: camat185@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования
Россия, КазаньСписок литературы
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. 5-9 классы: рабочие программы: предметная линия учебников «Сферы»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 175 с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
- Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. Казань: К(П)ФУ, 2012. 240 с.
- Бекетова С.И., Хаялеева А.Д., Гайсин И.Т. Взгляды ученых педагогов и психологов на некоторые вопросы интеллектуального развития // Вопросы образования и психологии: монография / Т.А. Лавина, А.Н. Захарова, Т.И. Грицкевич и др. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 44-54.
- Камалеева А.Р., Григорьева Э.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2009. № 4 (14). С. 59-65.
- Степанчук Н.А. Модели экологического образования: программы, рекомендации, уроки. Волгоград: Учитель, 2011. 295 с.
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. 3-е изд. М.: Просвещение, 2012. 75 с.
- Максаковский В.П. Концепция обновления географического образования в российской школе // География в школе. 1998. № 2. С. 5-8.
- Бекетова С.И., Гайсин И.Т., Власова Е.И. Формирование эколого-географического мировоззрения в процессе обучения географии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (30). С. 16-27.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд. М.: Русское слово, 2011. 334 с.
- Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 10: Экономическая и социальная география мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: в двух частях. Ч. 1: Общая характеристика мира. 2-е изд., испр. М.: Русское слово, 2008. 230 с.
- Хартия Земли. Методические рекомендации для учителей истории и обществознания общеобразовательных школ Республики Татарстан / Ф.Г. Ислаев и др. Казань, 2007. 35 с.
- Аргунова М.В., Моргун Д.В., Плюснина Т.А. Экология. Методические рекомендации. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2021. 160 с.
- Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе «Географии России»: метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 58 с.
- Родзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы: учеб. пособие. Алма-Ата: Мектеп, 1984. 240 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / пер. с англ. и фр. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 674 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 149 с.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. ст. / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадеждиной. М.: Просвещение, 1972. 351 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена: международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. 2001. № 4. С. 36-40.
- Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals. N.Y.: Longman, 1956. 232 p.
- Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2005. № 1. С. 181-188.
- King A. Inquiry as a tool in critical thinking // Changing college classrooms: new teaching and learning strategies for an increasingly complex world / D.F. Halpern (ed.). San Francisco: Josser-Bass, 1994. P. 13-38.
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности: материалы к обсуждению. М.: РАО, 2010. 67 с.
- Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий // Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 56-145.
Дополнительные файлы
