Социокультурный феномен детства в аспекте этнопедагогики
- Авторы: Воробьева Л.Б.1, Митченко З.В.1
-
Учреждения:
- Псковский государственный университет
- Выпуск: Том 11, № 1 (2022)
- Страницы: 288-292
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/108358
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022111304
- ID: 108358
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросам функционирования социокультурного феномена детства в псковском фольклорном дискурсе. В качестве объекта изучения выбраны псковские сказки, так как повествовательные тексты являются важнейшими единицами коммуникативной диалектологии и именно диалектная система национального языка эксплицирует традиционную культуру. Сказка является результатом коллективного творческого начала и в то же время сохраняет черты индивидуального творчества. Работа выполнена в аспекте проблем филологической регионалистики – изучения псковской народной речи и псковского фольклора. В статье рассмотрена традиционная модель семьи и ее иерархия как основа постоянства народной культуры, сформирован собирательный образ ребенка, акцентировано внимание на вопросах этнопедагогики. Специфика материала заостряет дискурсивный аспект темы и позволяет изучать словесные формы бытования сферы «детского», способы ее репрезентации в языке. Авторы приходят к выводу о том, что сказочные тексты, отражающие мир детства, строятся по традиционному для фольклорных жанров принципу оппозиционных отношений. Дуализм добра и зла, жизни и смерти, своего и чужого выступают как культурологические константы, вокруг которых выстраиваются частные трансформации, отражающие семантику субкультуры детства: родители – дети, дочь – сын, родной – неродной, многодетность – бездетность и другие оппозиции. Субкультура детства сельского населения Псковщины предстает как сложный социокультурный феномен, организованный по принципу бинарных оппозиций, являющийся составной частью традиционной культуры.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Лина Бронислововна Воробьева
Псковский государственный университет
Email: lina5558@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного
Россия, ПсковЗинаида Васильевна Митченко
Псковский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: pzina79@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного
Россия, ПсковСписок литературы
- Большакова Н.В., Площук Г.И. Народные сказки Псковского края: монография. В 2 ч. Ч. 1: Тексты. Комментарии. Исследования. Аудиоприложение. Псков: Логос, 2016. 616 с.
- Бойко О.А. Архетип «тени» в искусстве XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 3 (23). С. 15-23. doi: 10.17223/22220836/23/2.
- Нефедова Л.К. Архетип ребенка как онтологический прототип и энергийно-смысловая форма конструирования понимания детства в искусстве слова // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). С. 36-40.
- Башарова Е.А. Формирование и развитие иллюзорного мышления у детей // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2016. № 4. С. 22-34.
- Абраменкова В.В. Ценность детства в современном мире и образовании. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2019. 235 с.
- Лопсонова З.Б., Маншеев Д.М. Специфика социализации детей в традиционной культуре бурят // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 4. С. 202-219. doi: 10.15293/2658-6762.2004.13.
- Ситкарь В.И. Фольклор как составляющая социализации и форма вхождения детей в субкультуру // Problems of correlation of interpersonal interactions and educational technologies in social relations: Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the LXXV International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Pedagogical and Psychological sciences. London, 2014. P. 90-93.
- Баранов Д.А. Образ ребенка в представлениях русских о зачатии и рождении (по этнографическим, фольклорным и лингвистическим материалам): дис. … канд. ист. наук. СПб., 1999. 155 с.
- Банкова Т.Б., Угрюмова М.М. Диалектный «Словарь детства»: в поисках лексикографического формата (на материале говоров Среднего Приобья) // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 413. С. 22-28. doi: 10.17223/15617793/413/3.
- Краюшкина Т.В. Представления восточных славян Дальнего Востока России об иноплеменниках (на материале прозаических жанров устного народного творчества) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58. С. 34-51. doi: 10.17223/19986645/58/3.
- Ломакина О.В., Мокиенко В.М. Ценностные константы русинской паремиологии (на фоне украинского и русского языков) // Русин. 2018. № 4 (54). С. 303-317. doi: 10.17223/18572685/54/18.
- Осокина С.А. «Свое» и «чужое» в детской речи // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. С. 88-105. doi: 10.17223/19986645/55/7.
- Марковина И.Ю., Васильченко Т.А. Культурная константа «свой-чужой» на аксиологической оси модели мира: механизмы защиты // Язык. Сознание. Культура: сб. ст. / под ред. Н.В. Уфимцевой, Т.Н. Ушаковой. М.-Калуга: Изд-во «Эйдос», 2005. С. 217-230.
- Волошина С.В., Толстова М.А. Репрезентация концепта «богатство» в диалектном дискурсе: константы и трансформации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. С. 17-28. doi: 10.17223/19986645/55/2.
- Злобин Ю.Д. Символика развития личности пожилого человека в народных волшебных сказках // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 7 (42). С. 52-58.
- Вачков И.В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 111-118.
- Чумарова Л.Г., Беляева Е.А., Николаева О.А. Фольклор как средство этнопедагогики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 280-288.
- Алексеенкова Е.Г., Андреева В.Н. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции // Вопросы психологии. 2006. № 6. С. 39-48.
- Мамычева Д.И. Детство в пространстве русской традиционной культуры // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 1 (149). С. 16-20.
- Нефедова Л.К. Имманентное и континуальное начала детского Мы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (4). С. 26-29.
- Курочкин О.Е. Психологический анализ исторических предпосылок формирования выученной беспомощности у детей в процессе воспитания // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. № 11. С. 181-187.
Дополнительные файлы
