Преимущества кооперативных методов в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам студентов технических вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной темы определяется необходимостью разработки эффективных информационно-коммуникационных технологий для применения в профессионально-ориентированном обучении иноязычной речи студентов технических вузов. Поиск новых методов и технологий обучения в условиях цифровой трансформации образования все чаще обращает внимание исследователей на методику кооперативного обучения. Цель исследования заключается в описании теоретических основ, особенностей практического применения и преимуществ кооперативных методов по сравнению с традиционными. В статье определены понятие, принципы, этапы реализации, преимущества и потенциал кооперативного обучения. Отмечено, что кооперативное обучение способствует повышению уровня успеваемости и, как следствие, формированию профессиональной коммуникативной компетенции на иностранных языках. Исследование проведено с помощью комплекса теоретических методов: изучение, описание, анализ и систематизация информации, имеющейся в научной литературе в области обучения иностранным языкам студентов технических вузов. Результаты исследования могут быть интересны ученым, преподавателям, учителям, интересующимся кооперативными методами и стремящимся использовать в своей педагогической деятельности интерактивные технологии обучения. Перспективой для дальнейших исследований является применение технологий кооперативного обучения в процессе преподавания иностранных языков в технических вузах с целью изучения и расширения их возможностей, а также повышения качества знаний и умений обучающихся.

Об авторах

Ирина Васильевна Одарюк

Ростовский государственный университет путей сообщения

Email: odar-irina@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Юлия Юрьевна Котляренко

Ростовский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: kotlakot@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Marunevich O., Kolmakova V., Odaryuk I., Shalkov D. E-Learning and M-Learning as tools for enhancing teaching and learning in higher education: a case study of Russia // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 110. doi: 10.1051/shsconf/202111003007.
  2. Исаева Т.Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3 (71). С. 111-117.
  3. Бессарабова О.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11 (116). С. 76-81.
  4. Петрова В.И. Интеграция цифровых технологий в систему высшего образования: диджитализация процесса обучения иностранному языку // Преподаватель высшей школы в ХХI веке: тр. XVII междунар. науч.-практ. конф. Сб. 17. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 387-393.
  5. Маруневич О.В., Симонова О.Б. Особенности применения электронных кейсов при обучении иностранному языку студентов юридических и экономических специальностей // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 2. С. 281-285. doi: 10.17816/snv2021102310.
  6. Isaeva T., Malishevskaya N., Goryunova E., Lazareva L., Churikov M. Psychological and pedagogical aspects of simulation technology at English lessons for future engineers of the agro-industrial complex // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. doi: 10.1051/e3sconf/202127312011.
  7. Одарюк И.В., Войкина А.Ю. Презентационная речь как технология формирования компетенции делового общения на иностранном языке // Преподаватель высшей школы в ХХI веке: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конф. Сб. 11 / отв. ред. И.В. Одарюк, Т.Е. Исаева. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2014. С. 204-209.
  8. Колесников А.А., Тарева Е.Г. Развитие творчества старшеклассников средствами креативного ситуативно-кооперативного письма на иностранном языке // Язык и культура. 2018. № 43. С. 165-184. doi: 10.17223/19996195/43/11.
  9. Namaziandost E., Shatalebi V., Nasri M. The impact of cooperative learning on developing speaking ability and motivation toward learning English // Journal of Language and Education. 2019. Vol. 5, iss. 3. P. 83-101. doi: 10.17323/jle.2019.9809.
  10. Фахретдинова Г.Н. Технология обучения в сотрудничестве в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе // Казанский вестник молодых ученых. 2018. Т. 2, № 5 (8). С. 72-75.
  11. Жолтикова Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 2. С. 136-140.
  12. Li M., Zhu W. Explaining dynamic interactions in wiki-based collaborative writing // Language Learning & Technology. 2017. Vol. 21 (2). P. 96-120.
  13. Carrier M., Nye А. Empowering teachers for the digital future: research, theory, and practice // Digital Language Learning and Teaching. Routledge. 2017. P. 208-221. doi: 10.4324/9781315523293-18.
  14. Würffel N. Kooperatives schreiben im Fremdsprachenunterricht: potentiale des Einsatzes von social-software-anwendungen am Beispiel kooperativer online-editoren // Zeitschrift für Interkulturellen Fremdsprachenunterricht. 2015. Vol. 13:1. 26 s.
  15. Колесниченко А.Н. Возможности использования цифровых ресурсов в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе // Транспорт: наука, образование, производство: междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. С. 135-138.
  16. Merse Th., Schmidt J.Internet-Medien und Web 2.0 // Englisch Methodik. Berlin: Cornelsen, 2018. P. 156-177.
  17. Sun Y.-C., Chang Y.-J. Blogging to learn: becoming EFL academic writers through collaborative dialogues // Language Learning & Technology. 2012. Vol. 16 (1). P. 43-61.
  18. Mabuan R.A. Using blogs in teaching tertiary ESL writing // Journal of English Education. 2018. Vol. 6, № 2. P. 1-10. doi: 10.25134/erjee.v6i2.1238.
  19. Ahmed M.A. Using Facebook to develop grammar discussion and writing skills in English as a foreign language for university students // Sino-US English Teaching. 2016. Vol. 13, № 12. P. 932-952.
  20. Al-Tamimi M.F., Al-Khawaldeh A.H., Mohammad H.I. The effect of using Facebook on improving English language writing skills and vocabulary enrichment among University of Jordan sophomore students // Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 7, № 3. P. 187-214.
  21. Wang Y.C. Promoting collaborative writing through wikis: a new approach for advancing innovative and active learning in an ESP context // Computer Assisted Language Learning. 2015. Vol. 28, № 6. P. 499-512. doi: 10.1080/09588221.2014.881386.
  22. King B.W. Wikipedia writing as praxis: computer-mediated socialization of second-language writers // Language Learning & Technology. 2015. Vol. 19, № 3. P. 106-123.
  23. Lazarou E., Odarjuk I. Der Fachtext als Grundlage im fachsprachlichen Deutschunterricht // Преподаватель высшей школы в ХХI веке: тр. междунар. науч.-практ. интернет-конф. / отв. ред. И.В. Одарюк. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2017. С. 30-36.
  24. Bykova L.M. Affordances of web 2.0 technologies for teaching second/foreign language writing // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1. С. 105-107.
  25. Владимирова С.В. Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка // Вестник Югорского государственного университета. 2015. Вып. 1 (36). С. 121-124.
  26. Одарюк И.В., Котляренко Ю.Ю. Анализ готовности преподавателей вузов к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс (на основе опроса ППС кафедры иностранных языков) // Самарский научный вестник. 2021. Т. 10, № 2. С. 294-299. doi: 10.17816/snv2021102312.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Одарюк И.В., Котляренко Ю.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».