Традиционная обрядовая культура в условиях природных и социальных катаклизмов (на примере закамских удмуртов)
- Авторы: Садиков Р.Р.1
-
Учреждения:
- Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН
- Выпуск: Том 11, № 2 (2022)
- Страницы: 228-234
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/109855
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022112213
- ID: 109855
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье, основанной на опубликованных, архивных и полевых этнографических материалах, рассматривается состояние ритуально-обрядовой сферы этнической культуры в условиях природных и социальных катаклизмов на примере закамских удмуртов, проживающих в Республике Башкортостан и Пермском крае, не подвергшихся крещению и сохранивших обряды традиционной религии. Показано, что календарь аграрных обрядов предполагал проведение ритуалов, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (заморозки, сильные грозы и ветер, град, засуха и т.д.), предотвращавших неурожай и наступление голода. Имелись также специальные ритуалы с целью отведения эпизоотий и эпидемий, которые в прошлом случались часто в связи с антисанитарией и практически полным отсутствием ветеринарной и медицинской помощи. При наступлении природных невзгод актуализировались окказиональные обряды, призванные их устранить или минимизировать последствия. От точного и своевременного их исполнения, как считалось, зависели урожай и сама жизнь членов сельского сообщества. В связи с этим проводили обряды «изгнания насекомых», «вызывания дождя» и пр. Эпидемии старались обуздать путем умилостивительных жертвоприношений или «изгнания» болезней. Социальные бедствия, такие как голод и войны, по причине оскудения жизненных ресурсов способствовали редукции обрядности. Вместе с тем происходила активизация разнообразных магических практик (гадания, предсказания). Экстремальные ситуации последних лет (пандемия COVID-19 и засуха) привели к выработке новых форм проведения или же ревитализировали изжитые обряды и обычаи.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ранус Рафикович Садиков
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: kissapi@mail.ru
доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела этнографии
Россия, УфаСписок литературы
- Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках: сб. ст. / сост. Л.Ш. Рожанский. М.: Наука, 1988. С. 7-60.
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.
- Теребихин Н.М. Ритуалы природных и социальных катастроф в традиционной ментальной экологии и этномедицине Русского Севера // Экология человека. 2016. Т. 23, № 8. С. 21-25. doi: 10.33396/1728-0869-2016-8-21-25.
- Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000. 150 с.
- Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. 168 с.
- Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX - начале XX века. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2002. 260 с.
- Садиков Р.Р. Традиционная религия закамских удмуртов (история и современность). Уфа: Первая типография, 2019. 320 с.
- Никитина Г.А. Сельская община бускель в пореформенный период (1861-1900 гг.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993. 160 с.
- Егоров Е.К. Дневник и полевая тетрадь этнографической экспедиции института в Кировскую и Пермскую области. 1971 г. // Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН (НОА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН). Рукописный фонд. Оп. 2-Н. Д. 437. 175 л.
- Садиков Р.Р., Хафиз К.Х. Религиозные верования и обряды удмуртов Пермской и Уфимской губерний в начале XX века (экспедиционные материалы Уно Хольмберга). Уфа: ИЭИ УНЦ РАН, 2010. 100 с.
- Садиков Р.Р., Хафиз К.Х. Финский исследователь Юрьё Вихманн о религиозных верованиях удмуртов Уфимской губернии (конец XIX в.) // От племени к этносу (этнография в Русском географическом обществе): сб. ст. / под ред. А.В. Псянчина. СПб.: Своё изд-во, 2015. С. 135-159.
- Атаманов М.Г. Дневник этнографической экспедиции института в Пермскую и Кировскую области. 1971 г. // НОА УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. Рукописный фонд. Оп. 2-Н. Д. 436. 81 л.
- Полевые материалы автора. Республика Башкортостан, 2020-2021 гг.: 2020 г. - Бураевский р-н, д. Касиярово, Раянова Р.И., 1961 г.р.; Даулатшина А.Д., 1935 г.р. 2021 г. - Бураевский р-н, д. Касиярово, Садыкова З.Н., 1948 г.р.; Хамидуллина С.Г., 1933 г.р.; Янаульский р-н, с. Каймашабаш, Азина А.Т., 1957 г.р.
- Аптиев Г.А. Из религиозных обычаев вотяков Уфимской губернии Бирского уезда // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т. IX, вып. 3. Казань, 1891. С. 1-2.
- Попова Е.В., Черных А.В. Представления о природных явлениях в мировоззрении куединских удмуртов // Этнос. Культура. Человек: мат-лы междунар. науч. конф.: к 60-летию В.Е. Владыкина. Ижевск: АНК, 2003. С. 281-288.
- Салмин А.К. Праздники, обряды и верования чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. 687 с.
- Голубкин П.С. Тайна «Султан-Керемета» (Краткий историко-этнографический очерк о пережитках дохристианских народных верований восточных марийцев). Туймазы, 1994. 79 с.
- Тезяков Н.И. Вотяки Больше-Гондырской волости: медико-статистический и антропологический очерк. Чернигов: Земская типография, 1892. 87 с.
- Никитина Г.А. Удмуртская община в советский период (1917 - начало 30-х гг.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1998. 225 с.
- Анисимов Н.В., Глухова Г.А. Традиционная культура удмуртов и современные вызовы в условиях COVID-19 // Современная удмуртская культура. Т. II. Таллин: Изд-во Таллинского ун-та, 2021. С. 172-210. doi: 10.22601/udmurdi-2.2021.07.
- Нигаматуллина О. Калык шуныт зоръёсты вите // Ошмес. 2021. № 24. С. 2.
Дополнительные файлы
