Потенциал персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета
- Авторы: Гараева Е.А.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет
- Выпуск: Том 11, № 2 (2022)
- Страницы: 276-281
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/109862
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022112302
- ID: 109862
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных условиях происходят значительные изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя университета, обусловленные влиянием множества факторов трансформирующейся цифровой образовательной реальности. В статье актуализируется проблема детальной проработки на теоретическом и практическом уровне процесса развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя как личностного качества, проявляющегося в готовности и способности работать с информацией, с основными типами программного обеспечения и технических средств и осуществлять продуктивное взаимодействие в цифровом образовательном пространстве за счет возможностей и ресурсов персональной образовательной среды. Автором статьи определены возможности (наполнение различными структурными компонентами в зависимости от целей, задач, содержания деятельности и планируемых результатов; адаптация к способностям, потребностям, интересам преподавателя; обеспечение условий для достижения необходимого уровня персональной самоорганизации личности; создание пространства эффективной online-коммуникации; интеграция формального образования и образования вне рамок формальной системы; реализация индивидуальной модели педагогической деятельности) и ресурсы (функциональные технические и программные средства: гаджеты, сервисы, программы, платформы, а также их комплексы; электронные информационные и образовательные ресурсы, используемые с целью решения образовательных и профессионально-педагогических задач, а также способствующие эффективному личностному и профессиональному развитию) персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Александровна Гараева
Оренбургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики
Россия, ОренбургСписок литературы
- Алькова Л.А. Критерии сформированности ИКТ-компетентности личности посредством t-технологии // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 105-106.
- Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 95-108.
- Скакунова В.А. К вопросу о зарубежных исследованиях понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 178-184.
- Тарбеева О.В. Информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной деятельности будущих менеджеров // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3-3. С. 110-113.
- Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, вып. 3 (167). С. 39-48.
- Дворовенко Н.Н. Модель ИКТ-компетентности педагога: методология, структура и содержательные составляющие, критерии оценивания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. Вып. 1. С. 17-39. doi: 10.18101/2307-3330-2021-1-17-39.
- Локоткова Е.С. ИКТ-компетентность учителя как фактор формирования ИКТ-компетентности обучающихся // Вопросы педагогики. 2021. № 12 (1). С. 224-228.
- Игошина Н.М. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя как фактор повышения качества образования // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 13 февраля 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 11-17.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Вайнштейн Ю.В., Есин Р.В. Персонализация образовательного процесса в электронной образовательной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54-59.
- Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. 2012. № 1. С. 20-24.
- Панкратова О.П. Информационные технологии в создании персональной образовательной среды преподавателя вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 191-198.
- Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195-205.
- Васильченко С.Х. Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения (на примере корпоративного обучения): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 27 с.
- Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование. 2012. № 6. С. 176-179.
- Стародубцев В.А., Киселева А.А. Персональная образовательная сфера педагога как среда профессиональной деятельности // Школьные технологии. 2011. № 5. C. 85-89.
- Tondeur J., Aesaert K., Prestridge S., Consuegra E. A multilevel analysis of what matters in the training of pre-service teacher's ICT competencies // Computers & Education. 2018. Vol. 122. P. 32-42.
- Tondeur J., Aesaert K., Pynoo B., van Braak J., Fraeyman N., Erstad O. Developing a validated instrument to measure preservice teachers’ ICT competencies: Meeting the demands of the 21st century // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48 (2). P. 462-472.
- Markauskaite L. Exploring structure of trainee teachers ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. № 55 (6). P. 547-572.
- Hsu S. Developing a scale for teacher integration of information and communication technology in grades 1-9 // Journal of Computer Assisted Learning. 2010. № 26 (3). P. 175-189.
- Кирьякова А.В., Гараева Е.А. Развитие информационно-коммуникативных умений преподавателя университета в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 2 (230). С. 30-38.
- Реанович Е.А. Смысловые значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2 (7). С. 14-15.
Дополнительные файлы
