Потенциал персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях происходят значительные изменения в функциональных компонентах деятельности преподавателя университета, обусловленные влиянием множества факторов трансформирующейся цифровой образовательной реальности. В статье актуализируется проблема детальной проработки на теоретическом и практическом уровне процесса развития информационно-коммуникационной компетентности преподавателя как личностного качества, проявляющегося в готовности и способности работать с информацией, с основными типами программного обеспечения и технических средств и осуществлять продуктивное взаимодействие в цифровом образовательном пространстве за счет возможностей и ресурсов персональной образовательной среды. Автором статьи определены возможности (наполнение различными структурными компонентами в зависимости от целей, задач, содержания деятельности и планируемых результатов; адаптация к способностям, потребностям, интересам преподавателя; обеспечение условий для достижения необходимого уровня персональной самоорганизации личности; создание пространства эффективной online-коммуникации; интеграция формального образования и образования вне рамок формальной системы; реализация индивидуальной модели педагогической деятельности) и ресурсы (функциональные технические и программные средства: гаджеты, сервисы, программы, платформы, а также их комплексы; электронные информационные и образовательные ресурсы, используемые с целью решения образовательных и профессионально-педагогических задач, а также способствующие эффективному личностному и профессиональному развитию) персональной образовательной среды в развитии информационно-коммуникационной компетентности преподавателя университета.

Об авторах

Екатерина Александровна Гараева

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: eagaraeva@list.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Алькова Л.А. Критерии сформированности ИКТ-компетентности личности посредством t-технологии // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 105-106.
  2. Бороненко Т.А., Федотова В.С. Формирование ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров в трехуровневой системе высшего образования // Образование и наука. 2016. № 1 (130). С. 95-108.
  3. Скакунова В.А. К вопросу о зарубежных исследованиях понятия информационно-коммуникационной компетентности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 178-184.
  4. Тарбеева О.В. Информационно-коммуникационная компетентность как основа профессиональной деятельности будущих менеджеров // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3-3. С. 110-113.
  5. Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, вып. 3 (167). С. 39-48.
  6. Дворовенко Н.Н. Модель ИКТ-компетентности педагога: методология, структура и содержательные составляющие, критерии оценивания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. Вып. 1. С. 17-39. doi: 10.18101/2307-3330-2021-1-17-39.
  7. Локоткова Е.С. ИКТ-компетентность учителя как фактор формирования ИКТ-компетентности обучающихся // Вопросы педагогики. 2021. № 12 (1). С. 224-228.
  8. Игошина Н.М. Информационно-коммуникационная компетентность преподавателя как фактор повышения качества образования // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. 13 февраля 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 11-17.
  9. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.
  10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  11. Вайнштейн Ю.В., Есин Р.В. Персонализация образовательного процесса в электронной образовательной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54-59.
  12. Грачев В.В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни // Экономика образования. 2012. № 1. С. 20-24.
  13. Панкратова О.П. Информационные технологии в создании персональной образовательной среды преподавателя вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 191-198.
  14. Слепухин А.В. Использование персональной образовательной среды в процессе индивидуализации смешанного обучения студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 195-205.
  15. Васильченко С.Х. Формирование персональной образовательной среды на основе информационных технологий для реализации индивидуальных траекторий обучения (на примере корпоративного обучения): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 27 с.
  16. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование. 2012. № 6. С. 176-179.
  17. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Персональная образовательная сфера педагога как среда профессиональной деятельности // Школьные технологии. 2011. № 5. C. 85-89.
  18. Tondeur J., Aesaert K., Prestridge S., Consuegra E. A multilevel analysis of what matters in the training of pre-service teacher's ICT competencies // Computers & Education. 2018. Vol. 122. P. 32-42.
  19. Tondeur J., Aesaert K., Pynoo B., van Braak J., Fraeyman N., Erstad O. Developing a validated instrument to measure preservice teachers’ ICT competencies: Meeting the demands of the 21st century // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48 (2). P. 462-472.
  20. Markauskaite L. Exploring structure of trainee teachers ICT literacy: the main components of, and relationships between, general cognitive and technical capabilities // Educational Technology Research and Development. 2007. № 55 (6). P. 547-572.
  21. Hsu S. Developing a scale for teacher integration of information and communication technology in grades 1-9 // Journal of Computer Assisted Learning. 2010. № 26 (3). P. 175-189.
  22. Кирьякова А.В., Гараева Е.А. Развитие информационно-коммуникативных умений преподавателя университета в условиях цифровизации образовательной среды // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 2 (230). С. 30-38.
  23. Реанович Е.А. Смысловые значение понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2 (7). С. 14-15.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гараева Е.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».