Научно-методическое взаимодействие школы и вуза: организация школьных научно-исследовательских конференций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению взаимодействия вуза и общеобразовательных организаций при реализации подготовки учащихся к проектным и исследовательским конференциям. В соответствии с ФГОС каждому учащемуся необходимо написать и защитить проект. Ожидаемый результат – это владение универсальными способами познания. Научно-исследовательский тип социализации, формируемый в современном обществе, настраивает человека относиться к миру как к изменчивому новому, требующему поисковых способов мышления. Преподаватель часто выступает в качестве ментора в группе «ученик – учитель – преподаватель вуза». В качестве анализируемых общеобразовательных организаций автором были выбраны два учреждения городского округа Самара. Проектные и исследовательские работы, выполненные при кураторском сопровождении учителя и научном руководстве преподавателя вуза, дают возможность для самореализации и самообразования учащегося. Выбор предметных областей для исследования у учащихся соответствует их профилю обучения и дальнейшего профессионального интереса. Важным фактором, определяющим успех исследовательской деятельности, является исследовательская и учебная мотивация обучающихся. Проектные и исследовательские работы, выполненные при кураторском сопровождении учителя и научном руководстве преподавателя вуза, дают возможность для самореализации и самообразования учащегося.

Об авторах

Ольга Александровна Кулаева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-kulaeva@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Россия, Самара

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902254916.
  3. Кулаева О.А. Педагогический вуз как кластер научно-методических площадок на базе общеобразовательных учреждений (на примере опыта работы в МАОУ СМТЛ и ЧОУ Лицей № 1 «Спутник») // Евразийский образовательный диалог: мат-лы междунар. форума / под ред. И.В. Лободы, А.В. Золотаревой. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2021. С. 117-121.
  4. Кулаева О.А. Комфортная среда частного образовательного учреждения // Поволжский педагогический вестник. 2021. Т. 9, № 3 (32). С. 123-126.
  5. Пинская М.А., Михайлова А.М., Рыдзе О.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Авдеенко Н.А. Навыки XXI века: как формировать и оценить на уроке? // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 50-62.
  6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации // https://edu.gov.ru/national-project.
  7. Карпов А.О. Научное образование в современной школе // Народное образование. 2004. № 9 (1342). С. 47-56.
  8. Карпов А.О. Будущее образования // Общественные науки и современность. 2018. № 5. С. 115-124.
  9. Карпов А.О. Генеративная учебная среда: конструкционная и креативная модели // Педагогика. 2018. № 9. С. 3-11.
  10. Жукова Е.С., Баранов К.А. Сопоставительный анализ опыта школы № 1505 и московского городского конкурса проектных и исследовательских работ в развитии исследовательской деятельности // От учебного проекта к исследованиям и разработкам - ICRES’2020: сб. тр. междунар. конф. по исследовательскому образованию школьников. М.: НТА АПФН, 2020. С. 229-236.
  11. Вихорева О.А. Научно-исследовательская среда как условие формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в дополнительном образовании детей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 38. С. 139-143.
  12. Сергеева Т.Ф. Сетевые исследовательские проекты как форма развития метадеятельности учащихся // От учебного проекта к исследованиям и разработкам - ICRES’2020: сб. тр. междунар. конф. по исследовательскому образованию школьников (Москва, 23-26 марта 2020 г.). М.: НТА АПФН, 2020. С. 141-148.
  13. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.
  14. Качуро И.Л., Рождественская И.Н. Челябинское научное общество учащихся: формирование компетенций будущего на основе научных традиций // 30 лет Программе «Шаг в будущее»: юбилейный сб. науч.-метод. тр. М.: НТА АПФН, 2020. С. 107-115.
  15. Карпов А.О. Социализация и исследовательское поведение научного типа // Школьные технологии. 2015. № 4. С. 21-34.
  16. Кулаева О.А. К вопросу о вовлечении учащихся в научно-исследовательскую деятельность // Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы: мат-лы IX междунар. пед. форума. Самара: СГСПУ, 2020. С. 134-140.
  17. Титченко О.Ф. Некоторые аспекты организации исследовательской деятельности подростков в образовательном учреждении // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: мат-лы XXI междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧИППКРО, 2020. С. 220-224.
  18. Ильина А.В., Маковецкая Ю.Г. Учебно-исследовательская деятельность как средство обеспечения принципа преемственности в обучении // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2015. № 3. С. 16-24.
  19. Карпов А.О. Социализация научно-исследовательского типа в обществе знаний // Современное образование. 2016. № 1. С. 1-35. doi: 10.7256/2409-8736.2016.1.15479.
  20. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы: методические рекомендации, требования и критерии оценивания, презентация на конференции. М.: Вако, 2014. 160 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кулаева О.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».