Использование креативных технологий при обучении иностранному языку студентов педагогических вузов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена актуальной в соответствии со стандартами высшего профессионального образования проблеме использования креативных технологий обучения иностранному языку будущих учителей. Обозначена роль креативного мышления при развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Затрагивается вопрос о развитии лингвистической креативности при обучении иностранному языку. Рассмотрены определения педагогических технологий, креативных педагогических технологий и креативных технологий обучения иностранному языку. Выделены основные характеристики и представлена классификация креативных технологий обучения иностранному языку. Представлены технологии развития лингвистической креативности студентов. Акцентируется внимание на технологиях креативного письма как средства развития лингвистической креативности. Приводятся примеры использования языковых и групповых креативных игр как методов креативного письма для обучения студентов иностранному языку (немецкому). Также представлены технологии эвристического обучения иностранному языку, на основе которых развивается креативное мышление студентов. В рамках эвристических технологий обучения иностранному языку рассматриваются: эвристические методы познания объекта, выявления его основных признаков и эвристические методы преобразования признаков объекта и создание нового объекта. Каждая группа эвристических методов иллюстрируется примерами использования на занятиях по немецкому языку в вузе.

Об авторах

Наталья Геннадьевна Кизрина

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева

Email: kizrinan@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методик обучения

Россия, г. Саранск

Олеся Рушановна Елисеева

Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Саранска

Автор, ответственный за переписку.
Email: olesyaeliseeva1988@mail.ru

учитель иностранных языков

Россия, г. Саранск

Список литературы

  1. Андрюхина Л.М. Педагогические условия и технологии развития креативного потенциала студентов в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. doi: 10.17513/spno.31253.
  2. Остроумова О.Ф. Креативное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции в процессе преподавания иностранных языков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 10–2 (40). С. 134–136.
  3. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2 (28), ч. 1. С. 149–153.
  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: Юрайт, 2009. 540 с.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  6. Лисовенко Н.В. Креативная педагогическая технология – основа успешности модернизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S3. С. 56–60.
  7. Буковский С.Л. Метод и технологии креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Преподаватель ХХI век. 2016. № 3–1. С. 136–144.
  8. Чилингарян М.В. Креативно-ориентированная методика как средство обучения устному общению на уроках иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S12. С. 63–68.
  9. Галкина А.В. Овладение лингвистической креативностью в контексте овладения иностранным языком // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 10. С. 158–164.
  10. Халюшова Г.А. Развитие лингвистической креативности студента университета: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2005. 20 с.
  11. Кизрина Н.Г. Методика поэтапного формирования навыков и умений креативного письма при обучении немецкому языку в вузе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 58–62.
  12. Беляева А.А. Педагогический опыт использования поэтических текстов в стиле конкретной поэзии на занятиях по немецкому языку в вузе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3. С. 101–107.
  13. Мырза Т.А., Землянухина Е.В. Использование поэтических произведений в процессе обучения иностранным языкам // Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3. С. 216–221.
  14. Герасимович И.А. Использование текстов экспериментального литературного направления «конкретная поэзия» в преподавании немецкого языка как иностранного // Беларусь в современном мире: мат-лы II республ. науч. конф., 17–18 декабря 2003 г. Минск: РИВШ, 2004. С. 188–189.
  15. Jandl E. Interpretationen – Kommentare – Didaktisierungen. Wien: Praesens-Verl., 2011. 168 s.
  16. Щевелева Г.М., Манухов В.Ф. Педагогический потенциал эвристического обучения // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9, № 3 (35). С. 129–138.
  17. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 565 с.
  18. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
  19. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
  20. Кизрина Н.Г. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму (немецкий язык): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Нижний Новгород, 2009. 23 с.
  21. Шустова Ю.В. Метод «шести шляп» в обучении иностранному языку студентов по направлению «Электроэнергетика и электротехника» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2014. № 4 (24). С. 273–277.
  22. Беляева Н.Г., Сизова Ю.С. Использование мозгового штурма на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50), ч. 5. С. 10–13. doi: 10.18454/irj.2016.50.079.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Креативные технологии обучения иностранным языкам

Скачать (69KB)

© Кизрина Н.Г., Елисеева О.Р., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».