Формирование гражданской идентичности и цифровые технологии в образовательном процессе при подготовке педагогических кадров (экспериментальная модель)
- Авторы: Малкин С.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 301-304
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/114917
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113313
- ID: 114917
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена роли цифровых технологий в формировании российской гражданской идентичности в образовательном процессе. В фокусе представленного исследования – основные параметры экспериментальной модели актуализации рабочих программ исторических дисциплин на специализированных (исторических) факультетах с учетом возможностей «сквозных» цифровых технологий и цифровых инструментов при подготовке педагогических кадров. При этом педагогический эксперимент этого рода рассматривается как необходимая интеграция гуманитарных и цифровых технологий с целью привести образовательную политику страны к общему содержательному и ценностному знаменателю в рамках формирования российской гражданской идентичности. Особый акцент в данной статье сделан на важности профессиональной подготовки педагога к реализации задач в области государственной образовательной политики в современном информационном пространстве. В этой связи пристальное внимание уделено тесной взаимосвязи между исторической политикой и историческим образованием, с одной стороны, и гуманитарными и цифровыми технологиями, с другой стороны, с точки зрения целенаправленного (пере)форматирования российской гражданской идентичности в образовательном процессе. Кроме того, обозначены методологические и организационные ограничения применения цифровых технологий, которые оказывают заметное влияние на формирование гражданской идентичности в рамках исторического образования на этапе подготовки педагогических кадров.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Станислав Геннадьевич Малкин
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.g.malkin@mail.ru
доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, права и методики обучения
Россия, г. СамараСписок литературы
- Историческая политика в XXI веке: сб. ст. / под ред. А.И. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 646 с.
- Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы: акторы, институты, нарративы: колл. монография / под ред. А.И. Миллера, Д.В. Ефременко. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. 632 с.
- Крючкова Е.А. Дидактический потенциал школьного предмета «история» как средство формирования российской гражданской идентичности старшеклассников // Преподавание истории в школе. 2016. № 5. С. 45–49.
- Репинецкий А.И., Кислова Н.Н. Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства Российской Федерации // Волжский вестник науки. 2017. № 4–6 (8–10). С. 91–94.
- Белоусов Л.С. Историко-культурный стандарт по всеобщей истории: проблемы методологии // Новая и Новейшая история. 2019. Т. 63, № 5. С. 166–178. doi: 10.31857/s013038640006357-0.
- Малкин С.Г. Формирование гражданской идентичности в современном информационном пространстве: историческая политика и образовательные практики // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12, вып. 11 (109). doi: 10.18254/s207987840017582-9.
- Соловатов И.А. Опыт боевого применения беспилотных аппаратов в конфликтах последнего времени по данным электронных СМИ // Военный вестник. 2021. № 9 (2). С. 121–134. doi: 10.13187/vs.2021.2.121.
- Селянин Я.В. Государственная политика США в сфере искусственного интеллекта: цели, задачи, перспективы реализации // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 4 (61). С. 140–163.
- Цветкова Н.А. Цифровизация публичной дипломатии США // Актуальные проблемы мировой политики. Ежегодный альманах. Т. 10. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 432–443. doi: 10.21638/11701/26868318.29.
- Федорченко С.Н. Сетевая легитимация политических режимов. Теории и технологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский государственный областной университет, 2021. 242 с.
- Цифровое государство и цифровая экономика: мир и Россия: колл. монография / под ред. Е.В. Пономаренко, Л.В. Шкваря. М.: Изд-во РУДН, 2022. 320 с.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 374 с.
Дополнительные файлы
