Формирование мотивации к расширению активного словарного запаса в процессе преподавания английского языка студентам экономических специальностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена анализу приемов и форм работы, направленных на развитие мотивации при обучении студентов английскому языку для специальных целей English for Specific Purposes (ESP), ориентированному на профессиональную подготовку будущих экономистов разных направлений деятельности: менеджеров, бухгалтеров, социологов, специалистов в сфере экономической безопасности. Авторы отмечают, что наибольшую трудность для студентов представляет лексический аспект иноязычной речи, а именно проблема расширения активного словарного запаса, поскольку в условиях постоянного растущего объема информации обучающиеся, уже владеющие базовыми знаниями, не всегда мотивированы на запоминание и активное применение новых лексических единиц, предпочитая пользоваться уже усвоенным объемом конструкций, слов, понятий и терминов. Особенно это касается идиоматических выражений и фразовых глаголов, отличающихся специфическими семантическими характеристиками и структурой, а также сложностью их практического применения. Однако именно употребление идиоматических структур в речи обеспечивает успешное совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Предлагается использование интегративного подхода для формирования и усиления мотивации при составлении методических разработок и заданий. Подчеркивается, что при подготовке отдельных этапов образовательного курса должна приниматься во внимание ориентация на профессиональное применение иностранного языка с анализом целевых ситуаций и последующим учетом соответствия задач и применяемых форм работы потребностям будущих экономистов в конкретных ситуациях их профессиональной деятельности.

Об авторах

Людмила Николаевна Казакова

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

Email: l_kazakova@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук

Россия, Курск

Светлана Вячеславовна Никитина

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова

Автор, ответственный за переписку.
Email: marnica@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных наук

Россия, Курск

Список литературы

  1. Никитина С.В. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у будущих агрономов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2016. 190 с.
  2. Волков И.В., Шаманин Е.В. Эволюция понятия «мотивация» в трактовках зарубежных и отечественных ученых // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 206–209.
  3. Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and motivation in second language learning. Rowley: Newbury House, 1972. 316 p.
  4. Минеева О.А., Оладышкина А.А., Клопова Ю.В. Способы повышения мотивации студентов к изучению английского языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 125–128.
  5. Ильина И.В., Никитина С.В. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у бакалавров-агрономов (на основе учета региональной направленности их профессиональной деятельности) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 1 (37). С. 47–54.
  6. Oxford English Dictionary. Second ed. / ed. by J. Simpson, E. Weiner. Oxford: Clarendon Press, 1989. 808 p.
  7. Cambridge Advanced Learner's Dictionary. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 1550 p.
  8. Merriam-Webster Collegiate Dictionary. 11 th ed. Springfield: Merriam-Webster, 2003. 1623 p.
  9. Curry D. Illustrated American idioms: advanced level functional activities for development of vocabulary. Washington, 1999. 100 p.
  10. Казакова Л.Н. Декодирование и перевод заголовочных комплексов в современных Mass Media // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 2. С. 106–110.
  11. Kazakova L.N., Salski L.P. Practical approaches to teaching writing to the students of economics // Язык для специальных целей: система, функции, среда: сб. науч. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2020. С. 178–184.
  12. Казакова Л.Н. О возможностях интегративного подхода при изучении студентами-экономистами имен собственных в англоязычных торговых знаках и слоганах // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2022. № 203. С. 158–167. doi: 10.33910/1992-6464-2022-203-158-167.
  13. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 140–161.
  14. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957. 295 с.
  15. Смирницкий А.С. Лексикология английского языка. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1956. 260 с.
  16. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка: учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Специальная литература, 1996. 192 с.
  17. Bengelsdorf P. Idioms in the news. New York, 2012. 410 p.
  18. Солодушкина К.А. Современный словарь фразовых глаголов и идиом в сфере экономики и бизнеса. СПб.: Антология, 2008. 800 с.
  19. Halliday M.A.K., Yallop C. Lexicology: a short introduction. London: Continuum, 2007. 117 p.
  20. Parker F., Riley K. Linguistics for non-linguists: a primer with exercises 4th ed. Boston, 2005. 175 p.
  21. Другими словами… Словарь английских идиом / сост. Т.Г. Соломоник. СПб.: Алга-Фонд, 1994. 248 с.
  22. Перькова Е.Л., Широбокова Л.П., Никитина С.В. Специфика работы с профессионально-ориентированным текстом на неязыковых факультетах // Обучение иностранному языку: современность и перспективы: сб. науч. ст. регион. науч.-метод. конф. 4–5 октября 2019 г. / отв. ред. Е.Г. Баянкина. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2019. С. 342–349.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Казакова Л.Н., Никитина С.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».