Изучение ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку
- Авторы: Клычков С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт ФСИН России
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 289-295
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133251
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114310
- ID: 133251
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обозначается необходимость гуманизации служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), в рамках которой выделяется проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку. Обосновывается, что ценностное отношение курсанта – будущего сотрудника УИС к человеку представляет собой личностное образование, обладающее структурой, выделяются компоненты ценностного отношения курсанта к человеку – когнитивный, мотивационно-оценочный, эмоциональный, деятельностный и раскрывается их содержание (знания, ценности, эмпатия, отношения). Определяется комплекс методов научно-педагогического исследования, позволяющих изучать ценностное отношение курсантов к человеку: метод понятийного словаря, метод ассоциаций, методика «Ценностные ориентации», методика «Диагностика уровня эмпатических способностей», «Личностный рост» – и аргументируется использование каждого из методов для изучения конкретного компонента ценностного отношения курсанта к человеку. Сравниваются результаты, полученные с помощью методов научно-педагогического исследования при изучении ценностного отношения к человеку курсантов первого и выпускного курсов, и представляются изменения, произошедших в ценностном отношении будущих сотрудников УИС к человеку. Обосновывается вывод об эффективности экспериментальной работы по формированию ценностного отношения курсантов к человеку в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Клычков
Самарский юридический институт ФСИН России
Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru
преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки
Россия, СамараСписок литературы
- Рогожникова Р.А., Путина Н.Н. Воспитание у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 252–259.
- Рогожникова Р.А., Шлыкова Н.И. Воспитание у будущих педагогов ценностного отношения к человеку как актуальная проблема педагогики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 113–118.
- Холодкова О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318–321.
- Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2006. 22 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: МПСУ, 2015. 252 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
- Позднякова О.К. О структуре нравственного сознания учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (4). С. 854–858.
- Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. С. 67–173.
- Хабибулин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. № 12–2. С. 173–183.
- Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2013. 175 с.
- Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 60–65.
- Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2002. 44 с.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2002. 672 с.
- Клычков С.А., Жалмурзин Р.Б. Использование метода ассоциаций при изучении ценностной сферы сознания курсантов // Гуманитарные и социально-экономические науки: современные тенденции развития: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21 апреля 2022 г. / под общ. ред. Е.М. Русанова. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2022. С. 46–50.
- Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
- Паутова Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математические модели. 2007. № 24. С. 149–168.
- Иванова Н.А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 116–122.
- Данилова Ж.Л. Исследование содержания понятий методом направленных ассоциаций // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2008. № 4 (50). С. 99–103.
- Цапенко А.В. Возможности и ограничения метода свободных ассоциаций в исследованиях потребительского поведения: социологический аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 30. С. 138–144.
- Носов А.В., Некрасова Е.А. Эмпирическое исследование отношения к деньгам методом анализа ассоциаций у военнослужащих // Человеческий капитал. 2019. № 7 (127). С. 106–114.
- Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. 472 с.
Дополнительные файлы
