Изучение ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обозначается необходимость гуманизации служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС), в рамках которой выделяется проблема формирования ценностного отношения курсантов ведомственного вуза ФСИН России к человеку. Обосновывается, что ценностное отношение курсанта – будущего сотрудника УИС к человеку представляет собой личностное образование, обладающее структурой, выделяются компоненты ценностного отношения курсанта к человеку – когнитивный, мотивационно-оценочный, эмоциональный, деятельностный и раскрывается их содержание (знания, ценности, эмпатия, отношения). Определяется комплекс методов научно-педагогического исследования, позволяющих изучать ценностное отношение курсантов к человеку: метод понятийного словаря, метод ассоциаций, методика «Ценностные ориентации», методика «Диагностика уровня эмпатических способностей», «Личностный рост» – и аргументируется использование каждого из методов для изучения конкретного компонента ценностного отношения курсанта к человеку. Сравниваются результаты, полученные с помощью методов научно-педагогического исследования при изучении ценностного отношения к человеку курсантов первого и выпускного курсов, и представляются изменения, произошедших в ценностном отношении будущих сотрудников УИС к человеку. Обосновывается вывод об эффективности экспериментальной работы по формированию ценностного отношения курсантов к человеку в образовательном процессе ведомственного вуза ФСИН России.

Об авторах

Сергей Александрович Клычков

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: klichkov62@rambler.ru

преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки

Россия, Самара

Список литературы

  1. Рогожникова Р.А., Путина Н.Н. Воспитание у подростков ценностного отношения к человеку в процессе социальной деятельности в условиях дополнительного образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 252–259.
  2. Рогожникова Р.А., Шлыкова Н.И. Воспитание у будущих педагогов ценностного отношения к человеку как актуальная проблема педагогики // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 113–118.
  3. Холодкова О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 318–321.
  4. Яшкова Е.В. Формирование ценностных отношений к человеку у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2006. 22 с.
  5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: МПСУ, 2015. 252 с.
  6. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  7. Позднякова О.К. О структуре нравственного сознания учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (4). С. 854–858.
  8. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. С. 67–173.
  9. Хабибулин Д.А., Романов П.Ю. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник ЮУрГГПУ. 2011. № 12–2. С. 173–183.
  10. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. М., 2013. 175 с.
  11. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 60–65.
  12. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2002. 44 с.
  13. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2002. 672 с.
  14. Клычков С.А., Жалмурзин Р.Б. Использование метода ассоциаций при изучении ценностной сферы сознания курсантов // Гуманитарные и социально-экономические науки: современные тенденции развития: сб. науч. ст. всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 21 апреля 2022 г. / под общ. ред. Е.М. Русанова. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2022. С. 46–50.
  15. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
  16. Паутова Л.А. Ассоциативный эксперимент: опыт социологического применения // Социология: методология, методы, математические модели. 2007. № 24. С. 149–168.
  17. Иванова Н.А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 116–122.
  18. Данилова Ж.Л. Исследование содержания понятий методом направленных ассоциаций // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. 2008. № 4 (50). С. 99–103.
  19. Цапенко А.В. Возможности и ограничения метода свободных ассоциаций в исследованиях потребительского поведения: социологический аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2016. № 30. С. 138–144.
  20. Носов А.В., Некрасова Е.А. Эмпирическое исследование отношения к деньгам методом анализа ассоциаций у военнослужащих // Человеческий капитал. 2019. № 7 (127). С. 106–114.
  21. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с.
  22. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. 472 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Клычков С.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».