Герменевтический подход к формированию опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуализируется проблема подготовки молодых людей, обучающихся в учреждениях профессионального образования, к нравственному взаимодействию с другими людьми, одним из аспектов которой является формирование у студентов опыта нравственного взаимодействия как личностного образования, обладающего структурой (когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты). Обосновывается потенциал герменевтического, ценностного, диалогического и личностно-деятельностного подходов в формировании опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми и обозначается преимущество каждого из подходов в формировании конкретного компонента опыта. Выявляются возможности герменевтического подхода, центральным понятием которого является «понимание», в формировании когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия студентов. Обосновывается соотношение знания и понимания: знание, предваряющее понимание и служащее его источником, предъявляется личности в различных формах, основной из которых является текст. Раскрывается потенциал герменевтической дуги в вооружении студентов знаниями, образующими содержание когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия студентов: знание о нравственности, ценности и др., известное студентам, обогащается через содержание предъявляемых им текстов, приобретая личностный смысл, а затем, возвращаясь в жизнедеятельность студентов, обосновывает выбор ими способов нравственного взаимодействия. Доказывается, что реализация герменевтического подхода способствует вычленению в предъявляемых студенту текстах такого знания, которое обосновывает выбор студентом способов нравственного взаимодействия, обеспечивает рефлексивное постижение студентом другого человека на основе глубокого личностного понимания.

Об авторах

Анна Александровна Разумовская

Филиал Мурманского арктического государственного университета в г. Кировске

Автор, ответственный за переписку.
Email: annabalakovo2552@mail.ru

директор

Россия, Кировск, Мурманская область

Список литературы

  1. Разумовская А.А. Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 103–117. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.3.103.
  2. Кудаков О.Р. «Подход» и «Подходность» в современных педагогических исследованиях // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 32–49.
  3. Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 208 с.
  4. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара, СГПУ, 2000. 185 с.
  5. Дмитриева Л.Г. Психологическая готовность к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: диалогический подход // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 19–34.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. 448 с.
  7. Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография. М.: Владос, 2011. 272 с.
  8. Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский союз ученых. 2014. № 5–2. С. 119–121.
  9. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: монография. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
  10. Закирова А.Ф., Буйко Н.С. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 244 с.
  11. Закирова А.Ф., Володина Е.Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 9–34. doi: 10.17853/1994-5639-2018-9-9-34.
  12. Закирова А.Ф., Семенова Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 165–180. doi: 10.17853/1994-5639-2015-7-165-180.
  13. Дильтей В. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4: Герменевтика и теория литературы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 538 с.
  14. Хайдеггер М. Бытие и время / перевод с нем. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 c.
  15. Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А.Л. Вольского; науч. ред. Н.О. Гучинская. СПб.: Европейский дом, 2004. 242 с.
  16. Гущина А.В. О структуре нравственности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, № 1 (22). С. 54–58.
  17. Сущенко О.Г. Реализация идей герменевтического подхода в педагогической практике // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7). С. 9–14.
  18. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
  19. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. 192 с.
  20. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. 160 с.
  21. Ануфриева Д.Ю. Герменевтический подход к развитию личного опыта учителя в профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. С. 96–101.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Разумовская А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».