Герменевтический подход к формированию опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми
- Авторы: Разумовская А.А.1
-
Учреждения:
- Филиал Мурманского арктического государственного университета в г. Кировске
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 324-328
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133257
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114316
- ID: 133257
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье актуализируется проблема подготовки молодых людей, обучающихся в учреждениях профессионального образования, к нравственному взаимодействию с другими людьми, одним из аспектов которой является формирование у студентов опыта нравственного взаимодействия как личностного образования, обладающего структурой (когнитивный, мотивационно-ценностный, коммуникативный и поведенческий компоненты). Обосновывается потенциал герменевтического, ценностного, диалогического и личностно-деятельностного подходов в формировании опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми и обозначается преимущество каждого из подходов в формировании конкретного компонента опыта. Выявляются возможности герменевтического подхода, центральным понятием которого является «понимание», в формировании когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия студентов. Обосновывается соотношение знания и понимания: знание, предваряющее понимание и служащее его источником, предъявляется личности в различных формах, основной из которых является текст. Раскрывается потенциал герменевтической дуги в вооружении студентов знаниями, образующими содержание когнитивного компонента опыта нравственного взаимодействия студентов: знание о нравственности, ценности и др., известное студентам, обогащается через содержание предъявляемых им текстов, приобретая личностный смысл, а затем, возвращаясь в жизнедеятельность студентов, обосновывает выбор ими способов нравственного взаимодействия. Доказывается, что реализация герменевтического подхода способствует вычленению в предъявляемых студенту текстах такого знания, которое обосновывает выбор студентом способов нравственного взаимодействия, обеспечивает рефлексивное постижение студентом другого человека на основе глубокого личностного понимания.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Александровна Разумовская
Филиал Мурманского арктического государственного университета в г. Кировске
Автор, ответственный за переписку.
Email: annabalakovo2552@mail.ru
директор
Россия, Кировск, Мурманская областьСписок литературы
- Разумовская А.А. Содержание структурных компонентов опыта нравственного взаимодействия студентов с другими людьми // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 3 (60). С. 103–117. doi: 10.26456/vtpsyped/2022.3.103.
- Кудаков О.Р. «Подход» и «Подходность» в современных педагогических исследованиях // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 32–49.
- Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 208 с.
- Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара, СГПУ, 2000. 185 с.
- Дмитриева Л.Г. Психологическая готовность к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: диалогический подход // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 19–34.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2010. 448 с.
- Закирова А.Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография. М.: Владос, 2011. 272 с.
- Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский союз ученых. 2014. № 5–2. С. 119–121.
- Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика: монография. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.
- Закирова А.Ф., Буйко Н.С. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 244 с.
- Закирова А.Ф., Володина Е.Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 9–34. doi: 10.17853/1994-5639-2018-9-9-34.
- Закирова А.Ф., Семенова Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов вуза: герменевтический подход // Образование и наука. 2015. № 7 (126). С. 165–180. doi: 10.17853/1994-5639-2015-7-165-180.
- Дильтей В. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4: Герменевтика и теория литературы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. 538 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время / перевод с нем. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. 452 c.
- Шлейермахер Ф. Герменевтика / пер. с нем. А.Л. Вольского; науч. ред. Н.О. Гучинская. СПб.: Европейский дом, 2004. 242 с.
- Гущина А.В. О структуре нравственности учителя // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т. 7, № 1 (22). С. 54–58.
- Сущенко О.Г. Реализация идей герменевтического подхода в педагогической практике // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2 (7). С. 9–14.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
- Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. Философско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985. 192 с.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: Academia, 1995. 160 с.
- Ануфриева Д.Ю. Герменевтический подход к развитию личного опыта учителя в профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. С. 96–101.
Дополнительные файлы
