Выездные образовательные экспедиции как способ реализации метапредметного подхода в обучении школьников
- Авторы: Синичкин Е.А.1,2, Омельченко П.Н.2
-
Учреждения:
- Чебоксарский филиал Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН
- Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска
- Выпуск: Том 11, № 4 (2022)
- Страницы: 329-336
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133258
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022114317
- ID: 133258
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются виды и особенности школьных экспедиций и их роль в метапредметном подходе обучения школьников. Экспедиция – это выездное мероприятие, которое проводится согласно разработанной программе в целях познания и изучения территории и/или нескольких объектов. В зависимости от целей и задач выделяют исследовательские, образовательные, историко-краеведческие школьные экспедиции. Под образовательной экспедицией понимается обширное, четко разработанное мероприятие, организуемое учителями различных предметов, для закрепления знаний учащихся, полученных в школе, получения навыков для решения различных проблем в обществе. Образовательная экспедиция может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности с целью реализации метапредметного подхода в обучении школьников. С 2021 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» города Новочебоксарска Чувашской Республики» реализуется образовательный проект «Нескучные уроки в кедах». Для каждой образовательной экспедиции составляется программа, сценарий, дидактические материалы, анкеты обратной связи, подготавливаются необходимые документы для организации и проведения мероприятия. В рамках проекта проведено 6 выездных образовательных экспедиций с общим охватом более 160 человек: «Время летать», «По следам Робинзона Крузо», «Сурский рубеж», «В гости к суркам», «Цветик-семицветик», «ББК». Проведение образовательных экспедиций повышает естественнонаучную функциональную грамотность обучающихся, развивает навыки познавательной и исследовательской деятельности.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Евгений Аркадьевич Синичкин
Чебоксарский филиал Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН; Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска
Автор, ответственный за переписку.
Email: sea_prisur@mail.ru
Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска научный сотрудник, учитель биологии
Россия, Чебоксары; Новочебоксарск, Чувашская РеспубликаПетр Николаевич Омельченко
Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска
Email: priroda2191@mail.ru
учитель географии
Россия, НовочебоксарскСписок литературы
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
- Ратикова И.Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S6. С. 26–30.
- Баринова Е.А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 9–14.
- Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.
- О направлении рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению туристских походов с обучающимися»): письмо Минобрнауки РФ от 12.11.2015 № 09–3173 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_220564.
- Князева А.А. Образовательная экспедиция как эффективная форма организации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Опыт и перспективы внедрения Федеральных государственных стандартов. http://konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-i/fgos/knyaeva_norilsk_f.pdf.
- Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь/Researcher. 2012. № 1–2 (7–8). С. 338–345.
- Булгакова Л.М. Экспедиция как перспективная образовательная технология проектно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Образовательный портал «ООО «Инфоурок». https://infourok.ru/ekspediciya-kak-perspektivnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-274769.html.
- Левашов А.Н., Романовский А.Ю. Областные профильные природоведческие экспедиции как форма экологического воспитания и образования школьников // Бассейновые территории: проблемы и пути их решения: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2014. С. 139–143.
- Хмелева Т.Ю. Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/01/21/ispolzovanie-tehnologii-obrazovatelnoy-ekspeditsii-v.
- Патокина Н.Ю., Туманова О.С. Опыт организации внеурочной деятельности старших школьников по литературному краеведению в контексте метапредметного обучения // Пермский педагогический журнал. 2019. № 10. С. 91–94.
- Проект «Образовательные экспедиции» [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя истории и обществознания Оконова Романа Николаевича. http://romanokonov.ru/about/proekt-obrazovatelnye-ekspediczii.
- Лукинова Н.А., Степанова Н.В. Образовательные экспедиции как форма объединения разных учебных предметов в целях достижения метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 11. С. 65–72.
- Сапожникова О.Г. Организация образовательной экспедиции как способ реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». https://urok.1sept.ru/articles/669789.
- Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Белякова И.В. Об опыте организации и проведения образовательной экспедиции «Сурский оборонительный рубеж» // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. XVII междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. С. 61–65.
- Синичкин Е.А., Коханова Л.В., Омельченко П.Н. Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Урок-путешествие «В гости к суркам» // Познаем природу вместе: сб. мат-лов III респуб. ярмарки метод. разработок учителей биологии, экологии, химии, географии и чувашского языка / под общ. ред. Л.Н. Воронова. Чебоксары: ИП «Махоркина О.А.», 2022. С. 158–163.
- Коханова Л.В., Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Григорьева И.В. Образовательный проект «Нескучные уроки в кедах» как способ активизации познавательной деятельности школьников // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рожд. профессора Ю.В. Симонова. 4–5 февраля 2022 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2022. С. 198–205.
- Образовательная программа «Лидеры общественных изменений»: сб. лучших кейсов и практик. М.: ФГУП «Роспатриотцентр», 2021. 240 с.
- Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент. Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007. 112 с.
Дополнительные файлы
