Выездные образовательные экспедиции как способ реализации метапредметного подхода в обучении школьников

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются виды и особенности школьных экспедиций и их роль в метапредметном подходе обучения школьников. Экспедиция – это выездное мероприятие, которое проводится согласно разработанной программе в целях познания и изучения территории и/или нескольких объектов. В зависимости от целей и задач выделяют исследовательские, образовательные, историко-краеведческие школьные экспедиции. Под образовательной экспедицией понимается обширное, четко разработанное мероприятие, организуемое учителями различных предметов, для закрепления знаний учащихся, полученных в школе, получения навыков для решения различных проблем в обществе. Образовательная экспедиция может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности с целью реализации метапредметного подхода в обучении школьников. С 2021 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» города Новочебоксарска Чувашской Республики» реализуется образовательный проект «Нескучные уроки в кедах». Для каждой образовательной экспедиции составляется программа, сценарий, дидактические материалы, анкеты обратной связи, подготавливаются необходимые документы для организации и проведения мероприятия. В рамках проекта проведено 6 выездных образовательных экспедиций с общим охватом более 160 человек: «Время летать», «По следам Робинзона Крузо», «Сурский рубеж», «В гости к суркам», «Цветик-семицветик», «ББК». Проведение образовательных экспедиций повышает естественнонаучную функциональную грамотность обучающихся, развивает навыки познавательной и исследовательской деятельности.

Об авторах

Евгений Аркадьевич Синичкин

Чебоксарский филиал Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН; Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска

Автор, ответственный за переписку.
Email: sea_prisur@mail.ru

Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска научный сотрудник, учитель биологии

Россия, Чебоксары; Новочебоксарск, Чувашская Республика

Петр Николаевич Омельченко

Средняя общеобразовательная школа № 14 г. Новочебоксарска

Email: priroda2191@mail.ru

учитель географии

Россия, Новочебоксарск

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902350579.
  2. Ратикова И.Н. Метапредметный подход в образовательной практике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S6. С. 26–30.
  3. Баринова Е.А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 9–14.
  4. Галян С.В. Метапредметный подход в обучении школьников: метод. рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 64 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.
  6. О направлении рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по организации и проведению туристских походов с обучающимися»): письмо Минобрнауки РФ от 12.11.2015 № 09–3173 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://consultant.ru/document/cons_doc_law_220564.
  7. Князева А.А. Образовательная экспедиция как эффективная форма организации образовательного процесса [Электронный ресурс] // Опыт и перспективы внедрения Федеральных государственных стандартов. http://konf-zal.ru/images/stories/konf-zal/stat-i/fgos/knyaeva_norilsk_f.pdf.
  8. Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь/Researcher. 2012. № 1–2 (7–8). С. 338–345.
  9. Булгакова Л.М. Экспедиция как перспективная образовательная технология проектно-исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс] // Образовательный портал «ООО «Инфоурок». https://infourok.ru/ekspediciya-kak-perspektivnaya-obrazovatelnaya-tehnologiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-274769.html.
  10. Левашов А.Н., Романовский А.Ю. Областные профильные природоведческие экспедиции как форма экологического воспитания и образования школьников // Бассейновые территории: проблемы и пути их решения: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Ишим: Изд-во филиала ФГБОУ ВПО «ТюмГУ» в г. Ишиме, 2014. С. 139–143.
  11. Хмелева Т.Ю. Использование технологии образовательной экспедиции в достижении предметных результатов при изучении истории Отечества [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/01/21/ispolzovanie-tehnologii-obrazovatelnoy-ekspeditsii-v.
  12. Патокина Н.Ю., Туманова О.С. Опыт организации внеурочной деятельности старших школьников по литературному краеведению в контексте метапредметного обучения // Пермский педагогический журнал. 2019. № 10. С. 91–94.
  13. Проект «Образовательные экспедиции» [Электронный ресурс] // Персональный сайт учителя истории и обществознания Оконова Романа Николаевича. http://romanokonov.ru/about/proekt-obrazovatelnye-ekspediczii.
  14. Лукинова Н.А., Степанова Н.В. Образовательные экспедиции как форма объединения разных учебных предметов в целях достижения метапредметных результатов // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 11. С. 65–72.
  15. Сапожникова О.Г. Организация образовательной экспедиции как способ реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». https://urok.1sept.ru/articles/669789.
  16. Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Белякова И.В. Об опыте организации и проведения образовательной экспедиции «Сурский оборонительный рубеж» // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сб. ст. XVII междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. С. 61–65.
  17. Синичкин Е.А., Коханова Л.В., Омельченко П.Н. Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Урок-путешествие «В гости к суркам» // Познаем природу вместе: сб. мат-лов III респуб. ярмарки метод. разработок учителей биологии, экологии, химии, географии и чувашского языка / под общ. ред. Л.Н. Воронова. Чебоксары: ИП «Махоркина О.А.», 2022. С. 158–163.
  18. Коханова Л.В., Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., Григорьева И.В. Образовательный проект «Нескучные уроки в кедах» как способ активизации познавательной деятельности школьников // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рожд. профессора Ю.В. Симонова. 4–5 февраля 2022 г., г. Самара, Российская Федерация / отв. ред. А.А. Семенов. Самара: СГСПУ, 2022. С. 198–205.
  19. Образовательная программа «Лидеры общественных изменений»: сб. лучших кейсов и практик. М.: ФГУП «Роспатриотцентр», 2021. 240 с.
  20. Государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в Чувашской Республике. Национально-региональный компонент. Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2007. 112 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Пример задания с методическим приемом «Паспорт животного»

Скачать (48KB)
3. Рисунок 2 – Маршрутный лист образовательной экспедиции «По следам Робинзона Крузо»

Скачать (48KB)
4. Рисунок 3 – Пример задания «Военно-полевые сооружения – фотографии» с методическим приемом «Установите соответствие»

Скачать (31KB)
5. Рисунок 4 – Пример задания «Строение крыла птицы» с методическим приемом «Установить соответствие»

Скачать (45KB)
6. Рисунок 5 – Практическое задание «Управление катамараном»

Скачать (818KB)
7. Рисунок 6 – Практическое задание «Элементарная физика»

Скачать (942KB)
8. Рисунок 7 – Настольная игра «В гости к суркам» как конечный продукт образовательной экспедиции

Скачать (818KB)
9. Рисунок 8 – Количество участников образовательных экспедиций в рамках проекта «Нескучные уроки в кедах»

Скачать (54KB)

© Синичкин Е.А., Омельченко П.Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».