Преемственность разных уровней медицинского образования в подготовке врачей к первичной медико-санитарной помощи (профилактический аспект)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время подготовка врачей к оказанию первичной медико-санитарной помощи является одним из приоритетных направлений медицинского образования. В статье с позиции требований принципа преемственности представлены результаты анализа содержания программ учебных дисциплин, обеспечивающих формирование умений обучающихся к выполнению трудовых функций в профилактической деятельности врача и реализуемых на факультетах по специальности 31.05.01 Лечебное дело и в ординатуре по специальности 31.08.49 Терапия в медицинских университетах, подведомственных Минздраву России, входящих в топ-20 лучших медицинских вузов, согласно рейтингу RAEX (март 2022 года). Сопоставительный анализ осуществлялся между содержанием учебных дисциплин и содержанием трудовых функций врачей: «Проведение медицинских, профилактических медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, диспансеризации, диспансерного наблюдения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями по профилю "Терапия" и контроль эффективности мероприятий по диспансерному наблюдению» и «Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения». Критерием оценки соответствия содержания программ требованиям вышеуказанных трудовых функций профессионального стандарта «Врач-терапевт» выступали: 1) наличие в учебном плане дисциплин, обеспечивающих подготовку обучающихся к выполнению указанных трудовых функций; 2) наличие в содержании учебных дисциплин знаний, обеспечивающих формирование необходимых умений врача в выполнении указанных трудовых функций; 3) структура и содержание программ подготовки обучающихся к профилактической деятельности разработаны в соответствии с требованиями принципа преемственности. Согласно результатам исследования выявлено: общетеоретические знания профилактики как комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни и предупреждения возникновения и (или) распространения заболеваний входят в содержание программ подготовки врачей по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Однако формирование у обучающихся умений в выполнении вышеуказанных трудовых функций носит бессистемный характер, что приводит к нарушению преемственности разных уровней медицинского образования в подготовке врачей к первичной медико-санитарной помощи.

Об авторах

Светлана Юрьевна Астанина

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: astanina@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования, руководитель методического аккредитационно-симуляционного центра

Россия, Москва

Руслан Николаевич Шепель

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России

Email: r.n.shepel@mail.ru

кандидат медицинских наук, заместитель директора по развитию медицинской деятельности

Россия, Москва

Оксана Михайловна Драпкина

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России

Email: gnicpm@gnicpm.ru

доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор

Россия, Москва

Список литературы

  1. Задворная О.Л. Проблемы и направления развития первичной медико-санитарной помощи // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 3. С. 653–672. doi: 10.24412/2312-2935-2021-3-653-672.
  2. Фомичева М.Л., Жиленко Е.Л., Евдаков В.А. Система медицинской профилактики: основные проблемы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 4. С. 85–95.
  3. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3–5. С. 582.
  4. Драпкина О.М., Концевая А.В., Калинина А.М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022 // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 4. С. 5–232. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3235.
  5. Стародубов В.И., Алексеенко С.Н., Соболева Н.П. Подготовка студентов медицинских вузов в области профилактики как приоритетная проблема здравоохранения // Кубанский научный медицинский вестник. 2011. № 6 (129). С. 8–14.
  6. Лукъянцева Д.В., Маркова Я.В. Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 1–2. С. 28–35.
  7. Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Мониторинг качества содержания программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5S. P. 7–16. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3514.
  8. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400809597.
  9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  10. Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н.В., Беляева Ю.Н. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 7–1. С. 166–169.
  11. Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2017. № 2. С. 53–55.
  12. Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста // Образовательные технологии (г. Москва). 2014. № 2. С. 80–91.
  13. Карабашева И.Р. Организационные основы первичной медико-санитарной помощи // Евразийский научный журнал. 2017. № 11. С. 89–91.
  14. Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи // ОргЗдрав: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 4. С. 20–42. doi: 10.24411/2411-8621-2019-14002.
  15. Щепин О.П. Роль диспансеризации в снижении заболеваемости населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 1. С. 3–7.
  16. Агапитов А.Е., Пивень Д.В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины // Менеджер здравоохранения. 2010. № 6. С. 26–33.
  17. Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Е.А., Алуф О.Б. Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни // Гигиена и санитария. 2017. № 4. С. 396–399. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-4-396-399.
  18. Стародубов В.И., Соболева Н.П., Алексеенко С.Н., Гуревич К.Г., Савченко Е.Д. Подготовка студентов, получающих высшее образование в области профилактики в медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник. 2016. № 2 (24). С. 33–38.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Астанина С.Ю., Шепель Р.Н., Драпкина О.М., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».