Преемственность разных уровней медицинского образования в подготовке врачей к первичной медико-санитарной помощи (профилактический аспект)
- Авторы: Астанина С.Ю.1, Шепель Р.Н.1, Драпкина О.М.1
-
Учреждения:
- Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 235-243
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133973
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023121301
- ID: 133973
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время подготовка врачей к оказанию первичной медико-санитарной помощи является одним из приоритетных направлений медицинского образования. В статье с позиции требований принципа преемственности представлены результаты анализа содержания программ учебных дисциплин, обеспечивающих формирование умений обучающихся к выполнению трудовых функций в профилактической деятельности врача и реализуемых на факультетах по специальности 31.05.01 Лечебное дело и в ординатуре по специальности 31.08.49 Терапия в медицинских университетах, подведомственных Минздраву России, входящих в топ-20 лучших медицинских вузов, согласно рейтингу RAEX (март 2022 года). Сопоставительный анализ осуществлялся между содержанием учебных дисциплин и содержанием трудовых функций врачей: «Проведение медицинских, профилактических медицинских осмотров, медицинского освидетельствования, диспансеризации, диспансерного наблюдения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями по профилю "Терапия" и контроль эффективности мероприятий по диспансерному наблюдению» и «Проведение мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения». Критерием оценки соответствия содержания программ требованиям вышеуказанных трудовых функций профессионального стандарта «Врач-терапевт» выступали: 1) наличие в учебном плане дисциплин, обеспечивающих подготовку обучающихся к выполнению указанных трудовых функций; 2) наличие в содержании учебных дисциплин знаний, обеспечивающих формирование необходимых умений врача в выполнении указанных трудовых функций; 3) структура и содержание программ подготовки обучающихся к профилактической деятельности разработаны в соответствии с требованиями принципа преемственности. Согласно результатам исследования выявлено: общетеоретические знания профилактики как комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни и предупреждения возникновения и (или) распространения заболеваний входят в содержание программ подготовки врачей по специальности 31.05.01 Лечебное дело. Однако формирование у обучающихся умений в выполнении вышеуказанных трудовых функций носит бессистемный характер, что приводит к нарушению преемственности разных уровней медицинского образования в подготовке врачей к первичной медико-санитарной помощи.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Юрьевна Астанина
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России
Автор, ответственный за переписку.
Email: astanina@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и методики профессионального образования, руководитель методического аккредитационно-симуляционного центра
Россия, МоскваРуслан Николаевич Шепель
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России
Email: r.n.shepel@mail.ru
кандидат медицинских наук, заместитель директора по развитию медицинской деятельности
Россия, МоскваОксана Михайловна Драпкина
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины Минздрава России
Email: gnicpm@gnicpm.ru
доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, директор
Россия, МоскваСписок литературы
- Задворная О.Л. Проблемы и направления развития первичной медико-санитарной помощи // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 3. С. 653–672. doi: 10.24412/2312-2935-2021-3-653-672.
- Фомичева М.Л., Жиленко Е.Л., Евдаков В.А. Система медицинской профилактики: основные проблемы // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2018. № 4. С. 85–95.
- Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Инновационное обучение в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3–5. С. 582.
- Драпкина О.М., Концевая А.В., Калинина А.М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022 // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 4. С. 5–232. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3235.
- Стародубов В.И., Алексеенко С.Н., Соболева Н.П. Подготовка студентов медицинских вузов в области профилактики как приоритетная проблема здравоохранения // Кубанский научный медицинский вестник. 2011. № 6 (129). С. 8–14.
- Лукъянцева Д.В., Маркова Я.В. Организация системы непрерывного медицинского образования как важнейшая составляющая процесса обеспечения качества медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. № 1–2. С. 28–35.
- Драпкина О.М., Астанина С.Ю., Шепель Р.Н. Мониторинг качества содержания программ подготовки врачей-терапевтов и врачей общей практики (семейных врачей) // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 5S. P. 7–16. doi: 10.15829/1728-8800-2022-3514.
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.05.2021 № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400809597.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
- Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Губанова Г.В., Красникова Н.В., Беляева Ю.Н. Профилактическая работа терапевта: формирование компетенций // Фундаментальные исследования. 2014. № 7–1. С. 166–169.
- Малов И.В., Калягин А.Н., Щербатых А.В., Горяев Ю.А., Бараховская Т.В. Современные тенденции непрерывного медицинского и фармацевтического образования // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2017. № 2. С. 53–55.
- Дрешер Ю.Н. Как оценить качество подготовки специалиста // Образовательные технологии (г. Москва). 2014. № 2. С. 80–91.
- Карабашева И.Р. Организационные основы первичной медико-санитарной помощи // Евразийский научный журнал. 2017. № 11. С. 89–91.
- Прохоренко Н.Ф., Гапонова Е.А., Петрачков И.В., Улумбекова Г.Э. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи // ОргЗдрав: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2019. Т. 5, № 4. С. 20–42. doi: 10.24411/2411-8621-2019-14002.
- Щепин О.П. Роль диспансеризации в снижении заболеваемости населения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 1. С. 3–7.
- Агапитов А.Е., Пивень Д.В. Первичная медицинская профилактика в структуре профилактической медицины // Менеджер здравоохранения. 2010. № 6. С. 26–33.
- Мишкич И.А., Кадыскина Е.Н., Баймаков Е.А., Алуф О.Б. Организация додипломной подготовки врачей для работы с населением по формированию здорового образа жизни // Гигиена и санитария. 2017. № 4. С. 396–399. doi: 10.18821/0016-9900-2017-96-4-396-399.
- Стародубов В.И., Соболева Н.П., Алексеенко С.Н., Гуревич К.Г., Савченко Е.Д. Подготовка студентов, получающих высшее образование в области профилактики в медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник. 2016. № 2 (24). С. 33–38.
Дополнительные файлы
