Этнокультурный аспект в образовательном процессе педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены этнокультурные аспекты в образовательной деятельности вуза при подготовке бакалавров педагогического образования, показаны место и роль этнокультурологических дисциплин и практик в образовательном процессе педагогического вуза на примере Самарского государственного социально-педагогического университета. В работе обоснованы теоретико-методологические подходы к изучению проблемы этнокультурного и поликультурного образования в современном российском обществе, охарактеризованы актуальные требования образовательных стандартов школы и высшего педагогического образования в части достижения обучающимися личностных результатов, касательно основных направлений воспитательной деятельности в образовательном учреждении; описан опыт внедрения дисциплин и практик этнокультурной направленности в учебный процесс педагогического вуза, обоснована их востребованность в процессе подготовки педагогических кадров; обозначены проблемы в содержании и процессе обучения в рамках указанных дисциплин и практик. Основная цель работы – выявить место и роль этнокультурологических дисциплин и практик в образовательном процессе педагогического вуза. Исследование показало, что этнокультурный аспект актуален в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, независимо от направленности (профиля) подготовки, поскольку готовит будущего педагога к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности в современной российской школе, особенно в регионах со сложным этническим конфессиональным составом населения. Этнологическое знание, умения и навыки в этнокультурной сфере востребованы, в первую очередь, в организации внеурочной деятельности, но также необходимы в преподавании отдельных дисциплин (ОДНКНР, ОРКСЭ) и для выстраивания межличностного диалога с обучающимися.

Об авторах

Алла Геннадиевна Гокина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: gokina@sgspu.ru

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета культуры и искусства, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры и искусства

Россия, Самара

Евгения Викторовна Сафонова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: safonova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры и искусства

Россия, Самара

Екатерина Андреевна Ягафова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры и искусства

Россия, Самара

Список литературы

  1. Иванычева Т.А. Общие подходы к оценке функциональной грамотности: глобальные компетенции: методические материалы в схемах и таблицах. Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2021. 25 с.
  2. Тагунова И.А. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 280 с.
  3. Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74–79.
  4. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2014. 188 с.
  5. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: Политические функции этничности: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского университета, 2019. 416 с.
  6. Сафонова Е.В. Этнокультурные технологии обучения в профессиональной подготовке учителя // Горюхинские чтения. Наука, методика, культура: мат-лы всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 23–24 апреля 2021 г.). Вып. II / под ред. О.А. Фарафоновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2022. С. 112–117.
  7. Хрисанова Е.Г., Тенюкова Г.Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2017. № 2 (94). С. 182–188.
  8. Хроменков П.А., Хомякова Э.В. Формирование готовности бакалавров к педагогической деятельности в поликультурной среде начальной школы на междисциплинарной основе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 42–55. doi: 10.18384/2310-7219-2019-2-42-55.
  9. Чекалева Н.В. Специфика подготовки будущего педагога в условиях поликультурного образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 80–88. doi: 10.24411/1813-145x-2018-10107.
  10. Фадеева М.А. Актуальные проблемы этнокультурного образования: учеб.-метод. пособие. Саратов, 2017. 66 с.
  11. Технологии обучения школьников межкультурной коммуникации в полиэтнической среде (на примере Самарской области): метод. рекомендации / сост. Е.А. Ягафова. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. 80 c.
  12. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. Шуя: Весть, 2006. 23 с.
  13. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/182563.
  14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/401433920.
  15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/400907193.
  16. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413: приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/405272211.
  17. Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/728190373.
  18. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70535556.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гокина А.Г., Сафонова Е.В., Ягафова Е.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».