Проблема выбора методологических оснований в разработке современных учебных изданий для обучающихся образовательных организаций высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящем исследовании рассматривается проблема разработки современных учебных изданий для обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторами подчеркивается, что в традициях российской системы образования за реализацию данного учебно-методического направления ответственны, как правило, сами ведущие преподаватели-практики, которые зачастую создают учебники/учебные пособия интуитивно, на основе личного профессионального опыта, поскольку подобная деятельность не является для них определяющей по сравнению с обучением или воспитанием. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости прочной научной базы в определении концепции того или иного учебного издания, обоснованного выбора методологических оснований. В статье авторами предпринята попытка структуризации методологических оснований (педагогических подходов) в зависимости от самой идеи, функционального стратегического целевого назначения самого образования. Выделены и описаны две группы основных подходов и их производных: компетентностный подход, нацеленный на становление эталонного специалиста в профессиональной сфере и реализуемый, в основном, посредством деятельностных образовательных технологий – контекстного подхода, проблемного обучения, задачного подхода; и гуманитарно-антропологический подход, направленный на личностный рост самого человека в его целокупности (личностно-ориентированный подход, андрагогический подход), раскрытие его потенциала, работу с личными смыслами (герменевтический подход, эвристический подход), формирование собственной картины мира, реализацию индивидуальной образовательной траектории. В конце делается вывод о необходимости сочетания подходов различного характера при разработке концепции учебных изданий, поскольку исключение из зоны внимания одного из компонентов существенно ограничит потенциальные возможности в личностном и профессиональном росте обучающихся.

Об авторах

Наталья Владимировна Хисматулина

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: khisnatalya@yandex.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия, Санкт-Петербург

Светлана Александровна Пугачева

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: pugacheva.7575@mail.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Россия, Санкт-Петербург

Татьяна Вячеславовна Малкова

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: tatyanamalkova@gmail.com

доцент кафедры иностранных языков

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71848426.
  2. Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования: приказ Минобрнауки РФ от 23.07.2013 № 611 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_150864.
  3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
  4. Ануфриева Д.Ю., Галынская Ю.С., Коростелева Н.А., Храпченкова Н.И. Анализ основных понятий и подходов сферы педагогического проектирования // Актуальные проблемы современности. 2021. № 4 (34). С. 54–59.
  5. Карпова Е.М. Проблемы и трудности проведения педагогического проектирования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62–13. С. 31–33. doi: 10.18411/lj-06-2020-279.
  6. Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2, № 1. С. 4–15.
  7. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб пособие. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.
  8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  9. Худайназарова А.Х. Этапы педагогического проектирования как часть образовательного процесса // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. Вып. 5 (61), ч. 7. С. 248–252.
  10. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. 2010. № 1 (69). С. 11–22.
  11. Шувалов А.В. В поиске симфонии, или Три модели системы образования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1 (22). С. 42–49.
  12. Павелко Н.Н. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса – необходимое условие качества подготовки специалистов в академии // Вестник ИМСИТ. 2006. № 1–2. С. 71–79.
  13. Давыдова О.В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 166–174.
  14. Кашенкова И.С. Современный вузовский учебник иностранного языка как способ повышения качества образования // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. Вып. 2. М.: КДУ; Университетская книга, 2018. С. 221–224.
  15. Лыков М.Н. Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 22 с.
  16. Павлова И.П. Современный учебник иностранного языка для неязыкового вуза: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. Вып. 12 (618). С. 43–60.
  17. Шевченко О.А. Учебник контекстного типа в иноязычном образовании // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 63–67.
  18. Зуева М.Л. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых образовательных компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2 (51). С. 36–47.
  19. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  20. Илакавичус М.Р., Самойлова Т.А. Проблема выбора методологии в исследованиях иноязычной подготовки в организациях высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2 (94). С. 184–190. doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-184-190.
  21. Пичкуренко Е.А., Архипова А.И., Аракелов А.В. Дидактические аспекты герменевтического круга и проектирование технологий освоения учебного текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. Вып. 2 (218). С. 101–109.
  22. Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе) // Образование и наука. 2005. № 2 (32). С. 33–39.
  23. Основы андрагогики: учеб. пособие / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Academia, 2007. 240 с.
  24. Змеёв С.И. Основы технологии обучения взрослых: учеб. пособие. М., 2001. 132 с.
  25. Практическая андрагогика: метод. пособие. Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 406 с.
  26. Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Концепция учебника нового поколения по иностранному языку для обучающихся ведомственных образовательных организаций высшего образования // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов: сб. науч. тр. по мат-лам III всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2022. С. 440–446.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Хисматулина Н.В., Пугачева С.А., Малкова Т.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».