Проблема выбора методологических оснований в разработке современных учебных изданий для обучающихся образовательных организаций высшего образования
- Авторы: Хисматулина Н.В.1, Пугачева С.А.1, Малкова Т.В.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Выпуск: Том 12, № 1 (2023)
- Страницы: 310-314
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/133985
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023121313
- ID: 133985
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящем исследовании рассматривается проблема разработки современных учебных изданий для обучающихся образовательных организаций высшего образования. Авторами подчеркивается, что в традициях российской системы образования за реализацию данного учебно-методического направления ответственны, как правило, сами ведущие преподаватели-практики, которые зачастую создают учебники/учебные пособия интуитивно, на основе личного профессионального опыта, поскольку подобная деятельность не является для них определяющей по сравнению с обучением или воспитанием. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости прочной научной базы в определении концепции того или иного учебного издания, обоснованного выбора методологических оснований. В статье авторами предпринята попытка структуризации методологических оснований (педагогических подходов) в зависимости от самой идеи, функционального стратегического целевого назначения самого образования. Выделены и описаны две группы основных подходов и их производных: компетентностный подход, нацеленный на становление эталонного специалиста в профессиональной сфере и реализуемый, в основном, посредством деятельностных образовательных технологий – контекстного подхода, проблемного обучения, задачного подхода; и гуманитарно-антропологический подход, направленный на личностный рост самого человека в его целокупности (личностно-ориентированный подход, андрагогический подход), раскрытие его потенциала, работу с личными смыслами (герменевтический подход, эвристический подход), формирование собственной картины мира, реализацию индивидуальной образовательной траектории. В конце делается вывод о необходимости сочетания подходов различного характера при разработке концепции учебных изданий, поскольку исключение из зоны внимания одного из компонентов существенно ограничит потенциальные возможности в личностном и профессиональном росте обучающихся.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Владимировна Хисматулина
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: khisnatalya@yandex.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Россия, Санкт-ПетербургСветлана Александровна Пугачева
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Email: pugacheva.7575@mail.ru
старший преподаватель кафедры иностранных языков
Россия, Санкт-ПетербургТатьяна Вячеславовна Малкова
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации
Email: tatyanamalkova@gmail.com
доцент кафедры иностранных языков
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71848426.
- Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования: приказ Минобрнауки РФ от 23.07.2013 № 611 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_150864.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/77308493.
- Ануфриева Д.Ю., Галынская Ю.С., Коростелева Н.А., Храпченкова Н.И. Анализ основных понятий и подходов сферы педагогического проектирования // Актуальные проблемы современности. 2021. № 4 (34). С. 54–59.
- Карпова Е.М. Проблемы и трудности проведения педагогического проектирования // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62–13. С. 31–33. doi: 10.18411/lj-06-2020-279.
- Афиногенов О.С. Педагогическое проектирование и его особенности // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 2, № 1. С. 4–15.
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб пособие. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
- Худайназарова А.Х. Этапы педагогического проектирования как часть образовательного процесса // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. Вып. 5 (61), ч. 7. С. 248–252.
- Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. 2010. № 1 (69). С. 11–22.
- Шувалов А.В. В поиске симфонии, или Три модели системы образования // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1 (22). С. 42–49.
- Павелко Н.Н. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса – необходимое условие качества подготовки специалистов в академии // Вестник ИМСИТ. 2006. № 1–2. С. 71–79.
- Давыдова О.В. Современный учебник для вузов: компетентностный подход // Вестник университета. 2013. № 15. С. 166–174.
- Кашенкова И.С. Современный вузовский учебник иностранного языка как способ повышения качества образования // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сб. науч. тр. Вып. 2. М.: КДУ; Университетская книга, 2018. С. 221–224.
- Лыков М.Н. Современные требования к структуре и содержанию вузовского учебника по дисциплинам гуманитарного цикла и педагогические условия их реализации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 22 с.
- Павлова И.П. Современный учебник иностранного языка для неязыкового вуза: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. Вып. 12 (618). С. 43–60.
- Шевченко О.А. Учебник контекстного типа в иноязычном образовании // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 63–67.
- Зуева М.Л. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых образовательных компетенций // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2 (51). С. 36–47.
- Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Илакавичус М.Р., Самойлова Т.А. Проблема выбора методологии в исследованиях иноязычной подготовки в организациях высшего образования МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 2 (94). С. 184–190. doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-184-190.
- Пичкуренко Е.А., Архипова А.И., Аракелов А.В. Дидактические аспекты герменевтического круга и проектирование технологий освоения учебного текста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. Вып. 2 (218). С. 101–109.
- Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе) // Образование и наука. 2005. № 2 (32). С. 33–39.
- Основы андрагогики: учеб. пособие / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Academia, 2007. 240 с.
- Змеёв С.И. Основы технологии обучения взрослых: учеб. пособие. М., 2001. 132 с.
- Практическая андрагогика: метод. пособие. Кн. 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 406 с.
- Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Концепция учебника нового поколения по иностранному языку для обучающихся ведомственных образовательных организаций высшего образования // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов: сб. науч. тр. по мат-лам III всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2022. С. 440–446.
Дополнительные файлы
