Православное миссионерство в межконфессиональном взаимодействии на юге Западной Сибири во второй трети XIX - начале XX века
- Авторы: Насонов А.А.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 170-174
- Раздел: 07.00.00 – исторические науки и археология
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21603
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981207
- ID: 21603
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы распространения христианского вероучения в контексте особенностей включения в состав России и культурного освоения территории Сибири. Объектом исследования выступает православное миссионерство, предметом является специфика миссионерской деятельности православных адептов в условиях межконфессиональных связей и противоречий. Автор ставит цель определить роль православного миссионерства в межконфессиональном взаимодействии на юге Западной Сибири во второй трети XIX - начале XX в. В статье акцентируется внимание на традиционных и новационных тактических приемах совершенствования проповеднической деятельности, которые трансформировались под влиянием изменений в государственном курсе в отношении национальных окраин, активизации конфессиональных конкурентов. В статье на примере изменений в религиозной ситуации начала XX в. характеризуется реакция служителей Алтайской духовной миссии на публичное проявление бурханистского движения, являвшегося региональной синкретической вариацией северного буддизма. Автор приходит к выводу, что православное миссионерство в результате свой целенаправленной деятельности актуализировало идеи монотеизма и мессианизма в традиционном религиозном сознании коренного населения, но они были более успешно интерпретированы буддийскими адептами в вероучении бурханизма. Это обстоятельство способствовало переходу миссионерской работы от преимущественно гибких приемов христианизации и к более жестким и интенсивным способам распространения вероучения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Александрович Насонов
Кемеровский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: nas.kemgik@gmail.com
кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела
Россия, КемеровоСписок литературы
- Храпова Н.Ю. Некоторые аспекты деятельности Алтайской духовной миссии в Горном Алтае (1828-1914 гг.) // Культурное наследие Сибири. 2015. № 17. С. 105-118.
- Маньковская О.В. Деятельность Алтайской духовной миссии на территории Южной Сибири в XIX - начале XX вв. // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2016. № 16. С. 73-75.
- Тресвятский Л.А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк: ИПК, 2013. 267 с.
- Бондаренко Л.Ф. О главных принципах православного миссионерства и их проявлении в деятельности Алтайской духовной миссии // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 67-70.
- Землякова Н.А. Священник-миссионер в Сибири: идеал и реальность (по материалам религиозной периодической печати второй половины XIX - начала XX в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 98-101.
- Асочакова В.Н. Хакасия в орбите миссионерской деятельности Алтайской духовной миссии // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-2 (54). С. 98-100.
- Расова Н.В. Инородцы в составе священнослужителей Алтайской духовной миссии // Макарьевские чтения: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф. 21-24 сентября 2016 г., г. Горно-Алтайск / отв. ред. Ф.И. Куликов. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2016. С. 109-114.
- Черлояков И.Г. Влияние миссионеров и русских крестьян на хозяйственно-бытовую жизнь аборигенов Северного Алтая // Мир Евразии. 2017. № 4 (39). С. 63-70.
- Николаев В.В. Христианизация коренного населения предгорий Северного Алтая // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. 2009. № 3. С. 210-220.
- Куприянова И.В. Алтайская духовная миссия и старообрядцы. Опыт религиозно-культурного противостояния // Макарьевские чтения: мат-лы XI междунар. науч.-практ. конф. 18-20 сентября 2017 г., г. Горно-Алтайск / отв. ред. А.П. Адлыкова. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2017. С. 167-172.
- Лысенко Ю.А. Православие и ислам на Алтае во второй половине XIX - начале XX в. // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2006. № 22. С. 159-162.
- Полякова Е.А. Практический опыт документирования и использования памятников истории и культуры православия // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2015. № XXI. С. 49-53.
- Коваленко П.С. Музеефикация православной истории Бийска посредством создания музея истории Алтайской духовной миссии // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2014. № 18. С. 63-67.
- Софронов В.Ю. К вопросу о периодизации истории Русской православной церкви в Сибири // Урал и Сибирь в контексте развития российской государственности: мат-лы всерос. науч. конф. Курган: Изд-во КГУ, 2012. С. 103-105.
- Государственный архив Алтайского края. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5.
- Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Сибирь в системе имперского регионализма (1822-1917 гг.). Иркутск: Оттиск, 2018. 416 с.
- Любичанковский С.В., Камзина А.Д. Миссионерская деятельность Русской православной церкви как механизм имперской политики аккультурации. Оренбург: ОГАУ, 2017. 220 с.
- Шевкун П.В. Православная церковь в коммуникативных процессах конца XVIII - первой половины XIX в. // Вопросы истории. 2016. № 6. С. 141-150.
- Кимеев В.М., Копытов А.И. Горная Шория: история и современность. Историко-этнографические очерки. Кемерово: Примула, 2018. 600 с.
- Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 12. Д. 688.
- Потанин Г.Н. Среднеазиатский мессианизм // Сибирская жизнь. 1904. 18 июля. С. 2-4.
- White J.M. Burkhanism, Toleration and the Russian Orthodox Church in the Altai (1904-1914) // Религиоведение. 2014. № 7. С. 21-30.
- ГАТО. Ф. 10. Оп. 11. Д. 15.
- Соколов К., Постников В. Известия с Алтая // Православный благовестник. 1907. № 2. С. 72-83.
- Иннокентий, епископ. Алтайская миссия за 1908 г. // Православный благовестник. 1909. № 8. С. 327-336.
Дополнительные файлы
