Методики формирующего оценивания как инструмент развития поведенческо-рефлексивного компонента профессиональной культуры будущего педагога

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки будущих педагогов, в частности - формирования их профессиональной культуры. В составе профессиональной культуры педагогов выделяются пять компонентов. Ставится проблема развития ее поведенческо-рефлексивного компонента. Авторы проводят анализ федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, кроме того, выделяют предпосылки развития поведенческо-рефлексивного компонента профессиональной культуры студентов - будущих педагогов. В статье авторами рассматриваются методики формирующего оценивания, как важный элемент профессиональной подготовки будущих педагогов. Анализируются стратегии формирующего оценивания, которые подразделяются на пять групп. Авторы статьи доказывают, что применение методик формирующего оценивания при подготовке будущих педагогов в процессе высшего образования способствует развитию поведенческо-рефлексивного компонента их профессиональной культуры. Анализ учебно-методической литературы позволил авторам статьи выделить методики формирующего оценивания, применяемые в процессе подготовки студентов - будущих педагогов. Выделенные авторами методики легли в основу разработанного учебно-методического комплекса дисциплины по выбору «Профессиональная культура педагога» по формированию профессиональной культуры будущих педагогов. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию поведенческо-рефлексивного компонента профессиональной культуры студентов - будущих педагогов.

Об авторах

Марина Анатольевна Воронина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Email: km29@bk.ru

старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации

Россия, Самара

Светлана Павловна Зубова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: coliseum@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования

Россия, Самара

Наталья Геннадьевна Кочетова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fnodekan@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета начального образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Агрикова Е.В. Формирование навыков трансмедийного повествования у студентов - будущих журналистов средствами иностранного языка // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 91-94.
  2. Брыксина О.Ф. ИКТ-навыки студентов как условие формирования универсальных компетенций // Нефтегазовый комплекс: проблемы и инновации: тез. II науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.К. Тян. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. С. 172.
  3. Кочетова Т.Н. Особенности современной математической подготовки будущего инженера // Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства: тезисы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.К. Тян. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С. 51.
  4. Сорокина Т.О., Левченко В.В. Формирования навыков свободного общения на английском языке у взрослых на основе применения информационных технологий // Иноязычное образование в поликультурной среде: мат-лы и доклады XXIV науч.-практ. конф. Национальной ассоциации преподавателей английского языка (NATE 2018) (Самара, 18-20 апреля 2018 г.) / отв. ред. В.В. Левченко. Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. С. 366-372.
  5. Лукьянова М.И., Шустова Л.П., Данилов С.В. Развитие компетентности педагогов в контексте реализации современных научных подходов в инновационной деятельности образовательных организаций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. № 2 (Т. 7). С. 102-109.
  6. Стельмах Я.Г., Кочетова Т.Н. Вектор организации самостоятельной работы студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 246-249.
  7. Модель И.М. Профессиональная культура (общесоциологический аспект): автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.08. Свердловск, 1983. 18 с.
  8. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. М.: Логос, 2011. 168 с.
  9. Ситник А.П. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа. 1998. № 1. С. 3-40.
  10. Скворцова О.Г. Профессиональная культура преподавателя вуза в социологическом измерении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-7. С. 114-119.
  11. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. Мурманск, 2005. 138 с.
  12. Хайбуллина Р.Ф. Формирование профессиональной культуры будущих учителей музыки в процессе инструментально-исполнительской подготовки: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Уфа, 2016. 204 с.
  13. Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. 2016. № 3. С. 50-58.
  14. Канянина Т.И., Круподерова Е.П. Использование ИКТ-инструментов для формирующего оценивания // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам междунар. науч.-практ. конф. Люберцы: ООО «АР-Консалт», 2017. С. 101-103.
  15. Четвертных Т.В. Формирующее оценивание и его влияние на личностные образовательные результаты обучающихся // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (26). С. 304-312.
  16. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 223-228.
  17. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 264 с.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования - бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.12.2015 г. № 1426 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.
  19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.
  20. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Компоненты профессиональной культуры педагога

Скачать (25KB)
3. Рисунок 2 – Методика «Мои приоритеты»

4. Рисунок 3 – Уровни сформированности стрессоустойчивости и социальной адаптации студентов

Скачать (22KB)
5. Рисунок 4 – Уровни развития рефлексивности студентов

Скачать (23KB)

© Воронина М.А., Зубова С.П., Кочетова Н.Г., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».