Формирование проектной компетентности будущих педагогов начальной школы в процессе высшего образования
- Авторы: Парфенова Т.А.1, Севенюк С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 8, № 1 (2019)
- Страницы: 282-288
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21624
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201981312
- ID: 21624
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые результаты исследования по формированию проектной компетентности будущих педагогов начальной школы в процессе высшего образования. Авторами раскрывается актуальность исследования педагогического проектирования и проектной деятельности учащихся. В статье отражены преимущества проектной парадигмы педагогики, компетентностной модели обучения. Авторы раскрывают проблему формирования проектной компетентности будущих педагогов в единстве системного, культурологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В статье предложены определение проектной компетентности педагога, структура проектной компетентности, а также авторская модель формирования проектной компетентности будущих педагогов начальной школы в процессе высшего образования, в которой выделены блоки, этапы, компоненты, критерии и уровни. Авторами разработаны показатели трех уровней сформированности проектной компетентности педагогов. В статье подробно описана экспериментальная работа по формированию проектной компетентности будущих педагогов: описаны методические подходы к организации эксперимента, перечислены методы, этапы, раскрыты задачи эксперимента по этапам. В статье приводится авторская технология формирования проектной компетентности, в которой выделено три модуля: социокультурный, психологический и педагогический. В статье подробно описываются результаты и анализ заключительного этапа экспериментальной работы, а именно: приводятся эмпирические данные нескольких срезов, качественный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группах.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Александровна Парфенова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: parfenovasgpu@mail.ru
старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики
Россия, СамараСветлана Александровна Севенюк
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: kafped@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики
Россия, СамараСписок литературы
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Интердиалект, 1997. 697 с.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., 1997. С. 177-184.
- Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Самара: Самарский Дом печати, 1998. 296 с.
- Катаева В.И. Проектирование. Как выполнить социальный заказ?: методическое пособие. Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2000. 320 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 31-36.
- Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 59-68.
- Кудрявцев В.Т. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. 304 с.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.
- Трофимова Н.Е. Проектно-развивающий подход к формированию профессионально-значимых личностных качеств студентов // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (часть 13). С. 82-85.
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей обучающихся. Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. 236 с.
- Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической подготовки учителя: проектно-технологический подход. Казань: ИПП ПО РАО, 2012. 36 с.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
- Луков В.А. Социальное проектирование. М.: МГСА: Флинта, 2003. 240 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
- Бусыгина А.Л. Профессор - профессия. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 276 с.
- Вербицкий А.А., Емакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 12-18.
- Грачев В.В., Жукова О.А., Орлов А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 107-111.
- Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара: Самар. экон. лицей; СПб.: Санкт-Петерб. ин-т образования взрослых РАО, 1997. 106 с.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
- Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
- Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999. № 6. С. 19-25.
- Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2008. 425 с.
- Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1. С. 9-18.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 499 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.
- Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т., 2001. 220 с.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982. М.: Наука, 1982. С. 26-46.
- Васильев К.К. Математическое моделирование систем связи: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 170 с.
- Веников В.А. Теория подобия и моделирования: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1976. 479 с.
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. М.: Наука, 1965. 524 с.
Дополнительные файлы
