Формирование проектной компетентности будущих педагогов начальной школы в процессе высшего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые результаты исследования по формированию проектной компетентности будущих педагогов начальной школы в процессе высшего образования. Авторами раскрывается актуальность исследования педагогического проектирования и проектной деятельности учащихся. В статье отражены преимущества проектной парадигмы педагогики, компетентностной модели обучения. Авторы раскрывают проблему формирования проектной компетентности будущих педагогов в единстве системного, культурологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. В статье предложены определение проектной компетентности педагога, структура проектной компетентности, а также авторская модель формирования проектной компетентности будущих педагогов начальной школы в процессе высшего образования, в которой выделены блоки, этапы, компоненты, критерии и уровни. Авторами разработаны показатели трех уровней сформированности проектной компетентности педагогов. В статье подробно описана экспериментальная работа по формированию проектной компетентности будущих педагогов: описаны методические подходы к организации эксперимента, перечислены методы, этапы, раскрыты задачи эксперимента по этапам. В статье приводится авторская технология формирования проектной компетентности, в которой выделено три модуля: социокультурный, психологический и педагогический. В статье подробно описываются результаты и анализ заключительного этапа экспериментальной работы, а именно: приводятся эмпирические данные нескольких срезов, качественный анализ результатов в экспериментальной и контрольной группах.

Об авторах

Татьяна Александровна Парфенова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: parfenovasgpu@mail.ru

старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики

Россия, Самара

Светлана Александровна Севенюк

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: kafped@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Интердиалект, 1997. 697 с.
  2. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., 1997. С. 177-184.
  3. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Самара: Самарский Дом печати, 1998. 296 с.
  4. Катаева В.И. Проектирование. Как выполнить социальный заказ?: методическое пособие. Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2000. 320 с.
  5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 31-36.
  6. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 59-68.
  7. Кудрявцев В.Т. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. М.: Педагогика, 1975. 304 с.
  8. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. С. 21-26.
  9. Трофимова Н.Е. Проектно-развивающий подход к формированию профессионально-значимых личностных качеств студентов // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (часть 13). С. 82-85.
  10. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей обучающихся. Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003. 236 с.
  11. Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической подготовки учителя: проектно-технологический подход. Казань: ИПП ПО РАО, 2012. 36 с.
  12. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
  13. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: МГСА: Флинта, 2003. 240 с.
  14. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
  15. Бусыгина А.Л. Профессор - профессия. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 276 с.
  16. Вербицкий А.А., Емакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 12-18.
  17. Грачев В.В., Жукова О.А., Орлов А.А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Педагогика. 2009. № 2. С. 107-111.
  18. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара: Самар. экон. лицей; СПб.: Санкт-Петерб. ин-т образования взрослых РАО, 1997. 106 с.
  19. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  20. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с.
  21. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
  22. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999. № 6. С. 19-25.
  23. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ставрополь, 2008. 425 с.
  24. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура // Педагогика. 1998. № 1. С. 9-18.
  25. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 93 с.
  26. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 499 с.
  27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.
  28. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар: Кубан. гос. ун-т., 2001. 220 с.
  29. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982. М.: Наука, 1982. С. 26-46.
  30. Васильев К.К. Математическое моделирование систем связи: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 170 с.
  31. Веников В.А. Теория подобия и моделирования: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1976. 479 с.
  32. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. М.: Наука, 1965. 524 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Модель формирования проектной компетентности будущих педагогов начальной школы

Скачать (94KB)
3. Рисунок 2 – Соотношение студентов контрольной и экспериментальных групп в уровневом распределении показателей проектной компетентности педагога, n=109

Скачать (14KB)

© Парфенова Т.А., Севенюк С.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».