«Axiological communication» and «value relation» concepts relationship in the context of pedagogical knowledge

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper deals with the problem of «axiological communication» and «value relation» concepts relationship. The importance of these concepts relationship is due to the need to fill gaps in pedagogical knowledge about the concept «axiological communication». The author thinks that it is possible to consider the concepts «axiological communication» and «value relation» as interchangeable ones. The paper contains similarities and differences regarding the interpretation of these concepts. The author regards axiology as a philosophical discipline and discusses different approaches to the category of «communication». Particular attention is given to approaches in which communication is regarded as a kind of attitude that carries a positive or negative coloration. The paper emphasizes the importance of communication and axiological value relations in the educational process in accordance with modern tendencies in educational standards, which are based on spiritual and moral education of the younger generation. The author analyses the problem of value relations in the framework of the object of pedagogical science, considers and explains the «subject-object» system and «subject-subject» relationship between the participants of the educational process in the teacher-student system. The observed relationship between the concepts «axiological communication» and «value relation» is the theoretical basis for the creation of a system that develops students’ readiness for axiological communication.

About the authors

Mariya Alexandrovna Avdeeva

Secondary School #168 of Samara Urban Okrug

Author for correspondence.
Email: stendm1@rambler.ru

teacher of the English language

Russian Federation, Samara

References

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.
  2. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2006. 928 с.
  3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. 479 с.
  4. Гуревич П.С. Философский словарь. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. 320 с.
  5. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1983. 445 с.
  6. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
  7. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.
  8. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с.
  9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010. 560 с.
  10. Слесарев Ю.В. Педагогическая система формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности у студента // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 148–155.
  11. Слесарев Ю.В. Дидактические цели и принципы в педагогической системе формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 145–149.
  12. Слесарев Ю.В. Формирование у студентов ценностной ориентации как элемента интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 95–101.
  13. Бездухов В.П. Ценностно-ориентационная деятельность студента в контексте морального познания // Бездухов В.П. Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагностика и формирование. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. С. 77–92.
  14. Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. 258 с.
  15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
  16. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  17. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М. Нальчик, 1996. 96 с.
  18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 384 с.
  19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. 350 с.
  21. Мясищев В.Н. Психология отношений: М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  22. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 348 с.
  23. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1996. 205 с.
  24. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 152 с.
  25. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. 185 с.
  26. Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. 197 с.
  27. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7–9.
  28. Поздняков В.С. Принципы ориентации будущего учителя на реализацию золотого правила нравственности во взаимодействии с учащимися // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 70–74.
  29. Шуляр В.И. Акмеологические основы развития компетентности учителя-словесника и ученика-читателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 35–40.
  30. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара: СГПИ, 1994. 165 с.
  31. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М. Политиздат, 1974. 328 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Avdeeva M.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».