Fundamental training of doctors in additional vocational education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents methodology of doctors’ fundamental training in additional vocational education. The analysis of trends (humanization, standardization, informatization, integration, ecologization and fundamentalization) of doctors’ biological training development in continuous medical education has made it possible to determine how to improve physicians’ biological training in the aspect of solving the research problem – to determine methodology of doctors’ fundamental training in additional vocational education. The tendency of informatization of doctors’ biological training is determined by intensive development of biological sciences, as well as the widespread introduction of theoretical and technological approaches into medical practice. Integration as a trend determines modernization of goals, content, forms, methods of physicians’ biological training in the aspect of enhancing the interrelation and interdependent integrity of physicians’ biological and special training. The necessity of ecological regularities understanding and scientifically grounded attitude to nature requires systemic doctors’ biological training and dictates introducing a wide range of biological and ecological disciplines into doctors’ training and development program. These disciplines can help to understand the place of man in the environment and the biosphere as a whole from the standpoint of biocentric and polycentric approaches. Fundamentalization as a tendency for physicians’ biological training development requires training construction on the basis of a conceptual presentation of the educational content that contributes to the deepening of theoretical, scientific and vocational training of trainees and the expansion of their vocational training profile. Standardization defines requirements for physicians training level in biological disciplines (anatomy, physiology, biochemistry, immunology, genetics, etc.) of all medical specialties as well as requirements for medical personnel ecological literacy increasing. The tendency of humanization manifests itself in openness, in understanding the social role of a person in improving doctors’ professional competencies, contributes to imparting a personal meaning to the acquired knowledge and determines the preservation of the individual identity.

About the authors

Svetlana Yurievna Astanina

Russian Medical Academy of Continuing Professional Education

Author for correspondence.
Email: astanina@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, professor of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages Department, head of Scientific, Methodological and Educational Activities Department

Russian Federation, Moscow

References

  1. Антонов В.Ф., Черныш А.М. Проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача // Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах. М., 1996. С. 9-11.
  2. Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестник Высшей школы. 1988. № 7. С. 26-29.
  3. Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
  4. Ерохин В.Г. Значение теоретических дисциплин в подготовке врача // Вестник АМН СССР. 1989. № 4. С. 21-26.
  5. Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 496 с.
  6. Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века: высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестник новых мед. технол. 1998. Т. 5, № 3-4. С. 111-114.
  7. Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета «Вопросы высшего медицинского образования». 2007. Сер. 11. Вып. 4. С. 118-126.
  8. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1475н // Российская газета. № 296. 30.12.2011.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2011.
  10. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. № 217. 27.09.2010.
  11. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. СПб.: Радом, 1997. 227 с.
  12. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии). М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 176 с.
  13. Астанина С.Ю. Педагогические закономерности биологической (фундаментальной) подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 14-20.
  14. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2013. № 2, ст. 111.
  15. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-p.
  16. Астанина С.Ю., Довгалев А.С., Авдюхина Т.И. Биологическая составляющая профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов медико-профилактического направления (на примере специальности «Паразитология» // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2014. № 4. С. 32-37.
  17. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.
  18. Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 346 с.
  19. Саксонова Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.
  20. Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11. С. 3-7.
  21. Астанина С.Ю. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 184 с.
  22. Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 34 с.
  23. Бордовский Г.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 85 с.
  24. Садовников Н.В. Связь фундаментализации с целями образования // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 81-84.
  25. Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования // Сибирское медицинское обозрение. 2011. № 3 (69). С. 112-115.
  26. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
  27. Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 156 с.
  28. Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского естественнонаучного познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. 216 с.
  29. Мирзоян Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке // Историко-биологические исследования. Вып. 7. М.: Наука, 1978. С. 3-24.
  30. Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М.: Литтера, 2015. 176 с.
  31. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 114-129.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Astanina S.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».