Fundamental training of doctors in additional vocational education
- Authors: Astanina S.Y.1
-
Affiliations:
- Russian Medical Academy of Continuing Professional Education
- Issue: Vol 7, No 2 (2018)
- Pages: 219-224
- Section: 13.00.00 – Pedagogical Sciences
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21776
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872301
- ID: 21776
Cite item
Full Text
Abstract
The paper presents methodology of doctors’ fundamental training in additional vocational education. The analysis of trends (humanization, standardization, informatization, integration, ecologization and fundamentalization) of doctors’ biological training development in continuous medical education has made it possible to determine how to improve physicians’ biological training in the aspect of solving the research problem – to determine methodology of doctors’ fundamental training in additional vocational education. The tendency of informatization of doctors’ biological training is determined by intensive development of biological sciences, as well as the widespread introduction of theoretical and technological approaches into medical practice. Integration as a trend determines modernization of goals, content, forms, methods of physicians’ biological training in the aspect of enhancing the interrelation and interdependent integrity of physicians’ biological and special training. The necessity of ecological regularities understanding and scientifically grounded attitude to nature requires systemic doctors’ biological training and dictates introducing a wide range of biological and ecological disciplines into doctors’ training and development program. These disciplines can help to understand the place of man in the environment and the biosphere as a whole from the standpoint of biocentric and polycentric approaches. Fundamentalization as a tendency for physicians’ biological training development requires training construction on the basis of a conceptual presentation of the educational content that contributes to the deepening of theoretical, scientific and vocational training of trainees and the expansion of their vocational training profile. Standardization defines requirements for physicians training level in biological disciplines (anatomy, physiology, biochemistry, immunology, genetics, etc.) of all medical specialties as well as requirements for medical personnel ecological literacy increasing. The tendency of humanization manifests itself in openness, in understanding the social role of a person in improving doctors’ professional competencies, contributes to imparting a personal meaning to the acquired knowledge and determines the preservation of the individual identity.
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
Svetlana Yurievna Astanina
Russian Medical Academy of Continuing Professional Education
Author for correspondence.
Email: astanina@gmail.com
candidate of pedagogical sciences, professor of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages Department, head of Scientific, Methodological and Educational Activities Department
Russian Federation, MoscowReferences
- Антонов В.Ф., Черныш А.М. Проблемы и пути реализации фундаментальной подготовки врача // Вопросы преподавания медицинской и биологической физики, математики и информатики в медицинских вузах. М., 1996. С. 9-11.
- Антонов В.Ф., Ливенцев Н.М. О фундаментальной подготовке врача // Вестник Высшей школы. 1988. № 7. С. 26-29.
- Балахонов A.B. Фундаментализация высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 11. Вып. 1. С. 136-141.
- Ерохин В.Г. Значение теоретических дисциплин в подготовке врача // Вестник АМН СССР. 1989. № 4. С. 21-26.
- Литвинова Т.Н. Теория и практика интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2002. 496 с.
- Пальцев М.А., Денисов И.Н., Мелешко В.П. Врач XXI века: высшее медицинское образование вчера, сегодня, завтра // Вестник новых мед. технол. 1998. Т. 5, № 3-4. С. 111-114.
- Петров C.B., Балахонов А.В., Молитвин М.Н., Фионик О.В. Современные проблемы высшего медицинского образования // Вестник Санкт-Петербургского университета «Вопросы высшего медицинского образования». 2007. Сер. 11. Вып. 4. С. 118-126.
- Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура). Утвержден приказом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.12.2011 г. № 1475н // Российская газета. № 296. 30.12.2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 г. № 1118 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 7. 14.02.2011.
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 г. № 541н // Российская газета. № 217. 27.09.2010.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. СПб.: Радом, 1997. 227 с.
- Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиологии). М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. 176 с.
- Астанина С.Ю. Педагогические закономерности биологической (фундаментальной) подготовки врачей в непрерывном медицинском образовании // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 4. С. 14-20.
- Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2580-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2013. № 2, ст. 111.
- Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-p.
- Астанина С.Ю., Довгалев А.С., Авдюхина Т.И. Биологическая составляющая профессиональных стандартов и квалификационных характеристик специалистов медико-профилактического направления (на примере специальности «Паразитология» // Медицинская паразитология и паразитарные болезни. 2014. № 4. С. 32-37.
- Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. М.: Педагогика, 1993. 172 с.
- Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007. 346 с.
- Саксонова Л.П. Интегрированное знание будущих специалистов // Интеграция образования. 2004. № 4. С. 27-32.
- Скворцова В.И. Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении // Hi-Med. Высокие технологии в медицине. 2012. № 11. С. 3-7.
- Астанина С.Ю. Методическая система обучения общей биологии в условиях интенсификации образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. СПб., 2003. 184 с.
- Медведева Л.В. Теоретико-технологическая система профессионально направленного обучения естественнонаучным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. СПб., 2001. 34 с.
- Бордовский Г.А. Современные проблемы совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. 85 с.
- Садовников Н.В. Связь фундаментализации с целями образования // Интеграция образования. 2004. № 3. С. 81-84.
- Всемирные стандарты WFME по повышению качества медицинского образования // Сибирское медицинское обозрение. 2011. № 3 (69). С. 112-115.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.
- Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 156 с.
- Гречаный В.В., Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского естественнонаучного познания. Л.: Изд. ЛГУ, 1980. 216 с.
- Мирзоян Э.Н. О некоторых тенденциях развития биологии в XX веке // Историко-биологические исследования. Вып. 7. М.: Наука, 1978. С. 3-24.
- Гринберг М.П., Архипов А.Н., Кузнецова Т.А. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент». М.: Литтера, 2015. 176 с.
- Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М.: МГУ, 1994. С. 114-129.
Supplementary files
