Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
- Авторы: Евтушенко И.Н.1, Быстрай Е.Б.1, Артёменко Б.А.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 239-245
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21780
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872305
- ID: 21780
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье акцентируется внимание на значимости гендерного воспитания детей дошкольного возраста, детерминированная изменениями социокультурного фона, смещением акцентов в ценностных ориентациях людей. Для дошкольного возраста характерно интенсивное физиологическое созревание организма и формирование психики. Кроме того, именно в дошкольном возрасте формируется личность ребёнка, создаётся потенциал для успешной дальнейшей жизнедеятельности. Большую роль в гендерном воспитании дошкольников играет социум и нормы общественного поведения, ценностные ориентиры, которые превалируют в нём в данное время. В этой связи перед системой дошкольного образования встаёт задача усвоения ребёнком значимого для жизни в обществе социального опыта и принятие существующей системы ценностей. Посредником в общении дошкольника и социума является педагог дошкольной образовательной организации, который должен понимать, что анатомо-морфологические и физиологические особенности ребёнка дошкольного возраста образуют лишь первый уровень иерархической лестницы взросления и вхождения в социум. Большая роль в гендерной социализации дошкольников отводится родителям, так как в процессе наблюдения за поведением своих родителей у ребёнка формируются определённые поведенческие стереотипы феминно и маскулинно окрашенные. На гендерную социализацию дошкольников большое влияние оказывают сверстники.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ирина Николаевна Евтушенко
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: evtushenkoin@cspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства
Россия, ЧелябинскЕлена Борисовна Быстрай
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: bistrayeb@cspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку
Россия, ЧелябинскБорис Александрович Артёменко
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: boris_chpu@mail.ru
кандидат биологических наук, исполняющий обязанности заведующего кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под общ. ред. М.М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с.
- Быстрай Е.Б., Блессинг Б. Создание природосообразной среды в детском образовательном учреждении З. Вейгель в Форальберге // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: мат-лы XV междунар. науч.-практ. конф. 16-17 марта 2017 г., г. Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2017. С. 74-76.
- Быстрай Е.Б., Пермякова Н.Е., Артёменко Б.А. [и др.] Теория и технология экологического образования детей дошкольного возраста: монография. Челябинск: изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. 222 с.
- Быстрай Е.Б., Тюмасева З.И., Штыкова Т.В. Ценностные аспекты формирования природолюбия у дошкольников // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей IX междунар. науч.-практ. конф. 27 сентября 2017 г., г. Пенза, Российская Федерация. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 152-154.
- Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б. Приоритеты дошкольного образования: культура, экология и здоровье: монография. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. 149 с.
- Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 248 с.
- Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А., Власенко О.Н. Виды дошкольных образовательных организаций в Германии // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: мат-лы XV междунар. науч.-практ. конф. 16-17 марта 2017 г., г. Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2017. С. 35-38.
- Быстрай Е.Б., Зигерист Р.Й. Ретроспективный анализ проблем дошкольного образования в Германии // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: мат-лы XV междунар. науч.-практ. конф. 16-17 марта 2017 г., г. Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2017. С. 204-207.
- Кон И.С. Сексология. М.: Академия, 2004. 384 с.
- Гусева Ю.Е., Сабунаева М.Л. Гендерные стереотипы: возрастной аспект // Практикум по гендерной психологии. СПб., 2003. С. 153-160.
- Артёменко Б.А., Гардт С.П. Формирование лидерских качеств у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: мат-лы XV международной научно-практической конф. 16-17 марта 2017 г., г. Челябинск, Российская Федерация. Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2017. С. 122-124.
- Быстрай Е.Б., Артёменко Б.А. Роль проектной методики в процессе познавательного развития дошкольников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: сб. материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 13-15 февраля 2017 г., г. Нижневартовск, Российская Федерация. Нижневартовск: НГУ, 2017. С. 33-36.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. Gender segregation in childhood // Advances in Child Development and Behavior, 1987. Vol. 20. P. 239-287.
- Maccoby E.E. Gender and relationships: A developmental account // American Psychologist. 1990. 45. P. 513-520.
- Maccoby E.E. The two sexes: growing up apart. Coming together. L., 1998. P. 118-152.
- Радина Н.К. К проблеме использования гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 58-71.
- Рябов О.В. Матушка-Русь и ее защитники: гендерные аспекты конструирования образа русской интеллигенции в контексте историософских поисков национальной идентичности // Интеллигенция и мир. 2001. № 2/3. С. 75-81.
- Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 288 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 178 с.
Дополнительные файлы
