Теоретические аспекты проблемы интернационализации высшего образования в современном мире
- Авторы: Кузовенкова К.О.1
-
Учреждения:
- Филиал Самарского государственного технического университета в г. Новокуйбышевске
- Выпуск: Том 7, № 2 (2018)
- Страницы: 252-256
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21783
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201872308
- ID: 21783
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты понятийного аппарата интернационализации высшего образования с точки зрения отечественных и зарубежных ученых. Автор приходит к выводу, что интернационализация высшего образования оценивается специалистами неоднозначно, причем единство мнений не наблюдается ни в оценке преимуществ и возможных рисков, связанных с интернационализацией, ни в терминологическом определении самого этого процесса. Однако в ходе работе автором определяется, что интернационализация образования является одним из факторов становления глобального пространства высшего образования и может быть представлена множеством процессов, в числе которых мобильность студентов и преподавательского состава, гибкость образовательных программ, формирование новых международных образовательных стандартов, включение образовательных стандартов и международного измерения в учебные программы, межвузовское взаимодействие (создание образовательных ассоциаций), – это формы интернационализации образования, без которых немыслимо развитие системы образования любого государства. В статье акцентируются внимание на делении интернационализации на «внутреннюю», подразумевающую формирование такого климата и культуры внутри вуза, которые поддерживают и продвигают межкультурное и международное взаимопонимание, и «внешнюю», т.е. образование за границей, интернациональное образование, представляющее собой процесс обмена образовательными продуктами и услугами между странами с использованием различных образовательных технологий и посредством соглашений на административном уровне. Автором также определены базовые составляющие культуры университета, которые необходимо развивать в условиях интернационализации. На основании исследуемых материалов представлена типология интернационализации, которая рассматривается на внутреннем, внешнем, национальном, трансграничном и международном уровнях.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ксения Олеговна Кузовенкова
Филиал Самарского государственного технического университета в г. Новокуйбышевске
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuzovenkova.ks@yandex.ru
преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Россия, Новокуйбышевск, Самарская областьСписок литературы
- Яп Чао-мл. Р. Интернационализация высшего образования в парадигме «идеализм - утилитаризм» // Международное высшее образование. 2015. Зима. № 78. С. 7-9.
- Hahn K. Die internationalisierung der deutschen hochschulen: Kontext, kernprozesse, konzepte und strategien. Taschenbuch: VS Verlag für Sozialwissenschaften; Auflage: 2004. 408 s.
- Knight J. Internationalization remodeled: Definition, approaches, and rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8 (1). P. 5-31.
- Teichler U., Kehm B.M. Research on Internationalisation in Higher Education // Journal of Studies in International Education. 2011. № 1. P. 231-239.
- De Wit H. Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysis. 2002. 270 с.
- Стенина Т.Л., Чамчиян А.О. Анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогики // Образовательные стандарты и педагогическая практика. 2016. № 2. С. 69-75.
- Шумейко А.А. Интернационализация и регионализация высшего образования как важный фактор развития конкурентоспособности университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 124-129.
- Лоренц В. Трансграничное обучение - новые возможности и перспективы. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 60 с.
- Kerr C. Higher Education Cannot Escape History: Issues for the Twenty-First Century. Albany: State University of New York Press. 1994. 248 p.
- Scott R. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education. Buckingham. Buckingham: Open University Press, 1998. P. 108-129.
- Курицын В.М. Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 87-92.
- Краснощеков В.В. Интернационализация вуза как фактор повышения качества выпускника // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. Ч. 5. С. 1045-1048.
- Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 2 (14). С. 138-142.
- Катровский А.П., Губа В.П. Высшее образование в России - процесс трансформации и интеграции // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. 2015. № 2. С. 32-40.
- Красильникова Н.В. Интернационализация высшего образования в Европе: опыт Болонского университета // Образование и наука. 2015. № 8. С. 163-175.
- Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего / М.Л. Агранович [и др.]. М.: Логос, 2010. 280 с.
Дополнительные файлы
