Формирование педагогической рефлексии в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности
- Авторы: Севенюк С.А.1, Шамина Н.П.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 2 (2017)
- Страницы: 241-244
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21840
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201762310
- ID: 21840
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа посвящена исследованию особенностей процесса формирования педагогической рефлексии у будущих учителей начальной школы в период их подготовки в вузе. Для этого анализируются проблемы повышения требований к личностным и профессиональным качествам педагога, повышения его социальной ценности и самоценности, обусловленные коренной модернизацией и кардинальными преобразованиями системы педагогического образования в России. Показано, что в вузовском учебном процессе важен переход студентов от позиций потребителя информации к позиции творца своих знаний и самого себя, к развитию личностных особенностей, осуществлению рефлексии результатов своей педагогической деятельности. Обосновывается правильность такого подхода к обеспечению системности обновлений высшего педагогического образования, с позиции которого профессиональная деятельность каждого педагога должна быть адаптирована к этим изменениям, а педагог должен обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей его среды, быть готовым к постоянному самообразованию для повышения эффективности своей повседневной практической деятельности. В связи с этим предполагается, что необходимым и важнейшим компонентом в структуре педагогической деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности, как взгляд на собственную мысль и действия со стороны. Данное предположение основывается на убежденности авторов статьи в том, что педагогическая деятельность по своей сути имеет рефлексивный характер, так как, организуя деятельность учащихся, педагог обязан оценивать себя и правильность своих действий с позиции своих учеников, обязательно принимать во внимание их взгляды, видеть их внутренний мир и эмоциональное состояние. На основании приведенных доводов делается вывод о том, что особенно значимым профессиональным качеством педагога является его готовность и способность к рефлексии.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Александровна Севенюк
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sevenyuk@pgsga.ru
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики
РоссияНаталья Петровна Шамина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: natashamina@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
РоссияСписок литературы
- Ахраменко Е.В. Рефлексия современного учителя // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 912-914.
- Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42-49.
- Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск. 1984. С. 118-121.
- Яковлева Л.В. Педагогическая рефлексия как показатель профессиональной культуры учителя // Формирование профессиональной личности учителя / под ред. Е.И. Рогова. Пятигорск, 1992. С. 178-180.
- Шустова И.Ю. Рефлексия в инновационной практике школы: монография. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.
- Дмитриева Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: на материале образовательной области «Математика»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 2004. 22 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
- Огурцов А.П. Рефлексия в науке и обучении // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 160-163.
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1991. Гл. 1.
- Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия СНЦ РАН. 2010. Т. 12, № 3 (3) (35). С. 558-563.
- Шамина Н.П. Формирование управленческой компетентности будущего педагога начальной школы: дис. … канд. пед. наук. Самара. 2013. С. 27-29.
- Богин В. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практике / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994. С. 153-175.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
- Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск. 2007. 21 с.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. 213 с.
- Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов-на-Дону. 1994. 80 с.
Дополнительные файлы
