Формирование педагогической рефлексии в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа посвящена исследованию особенностей процесса формирования педагогической рефлексии у будущих учителей начальной школы в период их подготовки в вузе. Для этого анализируются проблемы повышения требований к личностным и профессиональным качествам педагога, повышения его социальной ценности и самоценности, обусловленные коренной модернизацией и кардинальными преобразованиями системы педагогического образования в России. Показано, что в вузовском учебном процессе важен переход студентов от позиций потребителя информации к позиции творца своих знаний и самого себя, к развитию личностных особенностей, осуществлению рефлексии результатов своей педагогической деятельности. Обосновывается правильность такого подхода к обеспечению системности обновлений высшего педагогического образования, с позиции которого профессиональная деятельность каждого педагога должна быть адаптирована к этим изменениям, а педагог должен обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающей его среды, быть готовым к постоянному самообразованию для повышения эффективности своей повседневной практической деятельности. В связи с этим предполагается, что необходимым и важнейшим компонентом в структуре педагогической деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и деятельности, как взгляд на собственную мысль и действия со стороны. Данное предположение основывается на убежденности авторов статьи в том, что педагогическая деятельность по своей сути имеет рефлексивный характер, так как, организуя деятельность учащихся, педагог обязан оценивать себя и правильность своих действий с позиции своих учеников, обязательно принимать во внимание их взгляды, видеть их внутренний мир и эмоциональное состояние. На основании приведенных доводов делается вывод о том, что особенно значимым профессиональным качеством педагога является его готовность и способность к рефлексии.

Об авторах

Светлана Александровна Севенюк

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sevenyuk@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики

Россия

Наталья Петровна Шамина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: natashamina@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики

Россия

Список литературы

  1. Ахраменко Е.В. Рефлексия современного учителя // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 912-914.
  2. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 42-49.
  3. Слободчиков В.И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск. 1984. С. 118-121.
  4. Яковлева Л.В. Педагогическая рефлексия как показатель профессиональной культуры учителя // Формирование профессиональной личности учителя / под ред. Е.И. Рогова. Пятигорск, 1992. С. 178-180.
  5. Шустова И.Ю. Рефлексия в инновационной практике школы: монография. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.
  6. Дмитриева Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: на материале образовательной области «Математика»: автореф. дис. … канд. пед. наук. Великий Новгород. 2004. 22 с.
  7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 176 с.
  8. Огурцов А.П. Рефлексия в науке и обучении // Вопросы философии. 1986. № 2. С. 160-163.
  9. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1991. Гл. 1.
  10. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия СНЦ РАН. 2010. Т. 12, № 3 (3) (35). С. 558-563.
  11. Шамина Н.П. Формирование управленческой компетентности будущего педагога начальной школы: дис. … канд. пед. наук. Самара. 2013. С. 27-29.
  12. Богин В. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практике / под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994. С. 153-175.
  13. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
  14. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-57.
  15. Кушеверская Ю.В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск. 2007. 21 с.
  16. Давыдов В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. 213 с.
  17. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: формирование механизмов субъективного контроля. Ростов-на-Дону. 1994. 80 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Севенюк С.А., Шамина Н.П., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».