Организация эффективной системы разработки и сопровождения электронных курсов как ключевая проблема развития электронной информационно-образовательной среды вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается одна из актуальных задач управления качеством образования в педагогическом вузе – проектирование и реализация эффективной системы разработки и сопровождения электронных курсов. Данная проблема анализируется с учетом результатов пилотного анкетирования преподавателей педагогического вуза, а также опыта развертывания и модернизации электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в различных вузах Самарской области. Отмечается, что, в терминах классификации уровней зрелости ЭИОС, значительное число региональных педагогических вузов находится на втором или начале третьего уровня, при котором активно используют все возможности ЭИОС от четверти до половины преподавателей и студентов. В статье приводится обоснование гипотезы: переход на следующий уровень зрелости ЭИОС может и должен осуществляться целенаправленно и системно. При этом необходимым условием роста зрелости ЭИОС представляется повышение квалификации большинства профессорско-преподавательского состава вуза, а также развертывание собственной инфраструктуры (аппаратного и программного обеспечения), возможный вариант которой также кратко охарактеризован в статье. Альтернативой выступает аренда нескольких выделенных серверов у надежного поставщика услуг с дата-центрами в Российской Федерации. Полученные материалы могут служить основой для проектирования новых подходов к построению ЭИОС педагогических вузов России.

Об авторах

Татьяна Валерьяновна Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: tdobudko@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Валерий Исаакович Пугач

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: vipugach@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Сергей Васильевич Горбатов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: gorbatovsv@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Александр Валерьянович Добудько

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: a.dobudko@pgsga.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Ольга Исааковна Пугач

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olpugach@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания

Россия, Самара

Список литературы

  1. Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. 1995. № 1. С. 2-8.
  2. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 261 с.
  3. Корнилов Ю.В. Использование информационных технологий в формировании единой образовательной среды вуза // Фундаментальные исследования. 2012. № 3 (3). С. 591-594.
  4. Опрышко А.А. Роль информационных технологий в формировании человекоцентрированной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10. С. 88-91.
  5. Ярыгин А.Н., Аниськин В.Н., Добудько Т.В. Анализ основных проблем и особенностей современной информационно-образовательной среды // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3 (29). С. 343-346.
  6. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Добудько Т.В., Пугач В.И. Холистичная компоновка компьютерных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза // Высокотехнологичная информационная образовательная среда: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. С. 140-146.
  7. Черных С.И., Борисенко И.Г. Проблемы формирования электронного образовательного пространства // Философия образования. 2016. № 4 (67). С. 57-64.
  8. Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И., Аниськин В.Н. Развитие электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Научное отражение. 2017. № 5-6 (9-10). С. 59-61.
  9. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 309-312.
  10. Фоменко Н.М. Инновационно-коммуникационные технологии при организации учебного процесса вуза в цифровой экономике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 2. С. 104-109.
  11. Он-лайн курсы повысят вовлеченность студентов в лекции: [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики. https://hse.ru/news/edu/224942761.html.
  12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск. № 5976 (303). 31.12.2012.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf.
  14. Махаметова М.М. Плюсы и минусы онлайн-обучения // Современная педагогика. 2017. № 5 (54). С. 1-2.
  15. Махиева М.Э. Массовые он-лайн курсы как один из инновационных подходов к обучению в современной системе высшего образования // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. В 3 ч. Уфа: Омега Сайнс, 2017. С. 184-186.
  16. Магомедова Н.И. Он-лайн курсы как часть образовательной среды: возможности, сильные и слабые стороны // Информационно-инновационные технологии в педагогике, психологии и образовании: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. Самара, 1 апреля 2018 г. Уфа: Аэтерна, 2018. С. 108-110.
  17. Богданова Д.А. Массовые открытые онлайновые курсы - новый виток обсуждений // Образовательные технологии. 2016. № 2. С. 66-72.
  18. Коган М.С., Уайндстейн Е.В. Альтернативы массовым открытым он-лайн курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 20. С. 19-28.
  19. Азимов Э.Г. Массовые он-лайн курсы в обучении языкам // Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сб. статей: в 2 т. / отв. ред. Н.М. Румянцева. М.: РУДН, 2014. С. 119-121.
  20. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-методические вопросы разработки и эксплуатации электронных курсов в педагогическом вузе (на примере электронного курса «Программирование на Рython») // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 281-284.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Основные приоритеты в формировании технической составляющей ЭИОС

Скачать (10KB)
3. Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос 1 («Какие возможности ЭИОС вашего вуза вы используете?»)

4. Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос 2 («Участвуете ли вы в создании электронных учебных курсов?»)

5. Рисунок 4 – Распределение ответов на вопрос 3 («Отметьте 3 основные причины, по которым вы не разрабатываете электронные курсы»)

Скачать (15KB)
6. Рисунок 5 – Распределение ответов на вопрос 4 («Отметьте 3 основные проблемы, с которыми вы столкнулись при разработке и использовании электронных курсов»)

Скачать (14KB)
7. Рисунок 6 – График проведения курсов повышения квалификации сотрудников по программе «Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении на примере "LMS MOODLE"»

Скачать (11KB)

© Добудько Т.В., Пугач В.И., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».