Вопросы интеграции знаний в процессе изучения математических дисциплин будущими учителями математики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящей статье сделан акцент на основные направления интеграции в современном образовании. Базой для примеров и выводов стали фундаментальные исследования в области философии, педагогики и математики. Интеграция как общеметодологическое понятие в контексте статьи в большей степени касается интеграции знаний в содержании школьного курса математики с целью их распознавания и оперирования ими в различных учебных дисциплинах и окружающей жизни. В качестве конкретных примеров интеграции автор статьи приводит различные понятия из разных разделов математики (прямая линия, пропорция, симметрия), методы решения уравнений и неравенств (функционально-графический, координатно-векторный наряду с традиционными методами), методы доказательства тождеств и неравенств (геометрические методы в алгебре и алгебраические методы в геометрии). Изучение математического содержания на уроках в школе должно стать для учителя процессом систематическим и многогранным для установления и раскрытия связей между различными понятиями, их свойствами, а также методами применения знаний в разнообразных ситуациях. С этой целью автор статьи предлагает в математических курсах и курсе методики обучения математики уделять специальное внимание формированию у будущих учителей способности рассматривать математические объекты с разных сторон, устанавливая тем самым связи между разными разделами математики. Важную часть профессиональной подготовки будущих учителей составляют также и различные спецкурсы (или курсы по выбору) соответствующей тематики, которые можно использовать для расширения межпредметных связей. Кроме того, тематика курсовых и выпускных квалификационных работ может быть также составлена с учетом различных интерпретаций математических понятий и методов. Организации такой работы со студентами автор статьи также уделяет большое внимание. Только свободное владение знаниями дает возможность учителю формировать у обучающихся прочные образовательные результаты на уровне знаний и учебных действий с целью их дальнейшего использования в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Об авторах

Любовь Николаевна Евелина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: evelina.evelina-ln@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Федеральный государственный образователь-ный стандарт основного общего образования (утвер-жден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) [Электронный ресурс] // https://минобрнауки. рф/документы/938.
  2. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Рязань, 1997. 336 с.
  3. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (Опыт теоретической дидактики): дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 1997. 232 с.
  4. Гордина С.В. Методологические основы интеграции среднего математического образования: дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2002. 169 с.
  5. Чепиков М.Г. Интеграция науки: философский очерк. М.: Мысль, 1981. 276 с.
  6. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977. 164 с.
  7. Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1997. № 4. С. 24-29.
  8. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (пути развития): учебное пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1990. 82 с.
  9. Евелина Л.Н. Современный подход к изучению понятий школьного курса математики // Актуальные проблемы преподавания математики в школе и педвузе: Межвузовский сборник научных статей / под ред. Л.И. Боженковой, М.В. Егуповой. М.: Эйдос, 2015. С. 45-49.
  10. Хинчин А.Я. Педагогические статьи: Вопросы преподавания математики. 2-е изд. М.: КомКнига, 2006. 208 с.
  11. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и её преподавание: учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Наука», 1985. 176 с.
  12. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики / пер. с нем. 5-е изд., испр. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. 256 с.
  13. Колмогоров А.Н. Математика - наука и профессия. М.: Либроком, 2016. 288 с.
  14. Арнольд В.И. О преподавании математики // Успехи математических наук. 1998. Т. 53, № 1 (319). С. 229-234.
  15. Методика обучения математике: лабор. практикум (методическое пособие) / сост. Л.Н. Евелина, Е.В. Куликова, Е.Н. Романенко, Л.К. Садыкова, Н.И. Улендеева. Самара: ПГСГА, 2013. 124 с.
  16. Шестаков С., Юрченко Е. Уравнение с параметром. М.: Слог, 1993. 107 с.
  17. Островский А.И., Кордемский Б.А. Геометрия помогает арифметике. М.: Столетие, 1994. 176 с.
  18. Готман Э.Г., Скопец З.А. Решение геометрических задач аналитическим методом. М.: Просвещение, 1979. 128 с.
  19. Готман Э.Г., Скопец З.А. Задача одна - решения разные: геомет. задачи: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 2000. 224 с.
  20. Подходова Н.С., Ложкина Е.М. Введение в моделирование. Математические модели в естествознании (биология, химия, экология): учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 177 с.
  21. Профессиональный стандарт. Педагог (педаго-гическая деятельность в сфере дошкольного, началь-ного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н // Российская газета - Федеральный выпуск, № 6261 (285). 18.12.2013.
  22. Федеральный государственный образователь-ный стандарт высшего образования. Уровень высше-го образования. Бакалавриат. Направление подготов-ки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Утвержден приказом Ми-нистерства образования и науки Российской федера-ции от 09.02.2016 г. № 91 [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/8073.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Евелина Л.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».