Методика выявления «дуовекторной» одаренности у детей 6-7 лет в условиях художественно-творческого процесса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается один из аспектов раннего выявления одаренности: установление взаимосвязи между ее видами. Решение проблемы авторы видят в разработке и валидизации методики, основанной на интегрированном современном научном знании – психолого-педагогическом и искусствоведческом – в области современного искусства. Данная методика, как предполагается, будет отвечать условиям экономичности и доступности в применении педагогами, работающими с детьми. Внесены уточнения в базовое для статьи понятие «одаренность». Предложен термин, характеризующий взаимосвязанное проявление двух видов одаренности, – «дуовекторная» одаренность. Представлена методика, направленная на поиск скрытых признаков «дуовекторной» одаренности: музыкально-математической, в области изобразительного искусства и спорта, музыкально-лингвистической. В основе данного подхода лежит представление о зависимости частоты и яркости проявлений одаренности от условий, важнейшим из которых является обогащенная разномодальным материалом для творчества эстетическая среда. При этом целесообразно приобщать детей к доступным и эстетически ценным произведениям современного искусства, к поиску нового знания теми же способами, которыми пользуются взрослые авторы XXI века. Моделируя непосредственно воспринимаемые творческие приемы и формы, ребенок осваивает мир, структурирует его нелинейно, по принципу создания ризом. В качестве «катализатора» творческой деятельности предлагается комплекс адаптированных к возрастным особенностям детей заданий-субтестов. Охарактеризована процедура проведения эксперимента в специально организованной образовательной среде – арт-мастерской. Погружаясь в атмосферу «продуктивного беспорядка», ребенок действует свободно и непосредственно, занимается неотличимым от игры творчеством, создает арт-продукт, обладающий ценностью как маркером его одаренности, а также, отчасти, художественной. Представлено содержание творческих заданий, по итогам работы над которыми заполняется диагностическая карта, являющаяся, в свою очередь, обоснованием для выводов о наличии у ребенка «дуовекторной» одаренности. На данном этапе исследования авторы подготовили методику к валидизации путем сравнения с тестами и субтестами других методик. Материалы статьи логически продолжают исследование в области поиска опорных точек для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, подготовки их к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Об авторах

Лариса Юрьевна Калинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: klar1992@gmail.com

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской части

Россия, Самара

Дмитрий Викторович Иванов

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivanov@pgsga.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_305809.
  2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // http://consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155553/.
  3. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y.: Scribner, 1967. 538 p.
  4. Renzulli J.S. What makes giftedness? Reexamining a definition // Phi Delta Kappan. 1978. Vol. 60 (3). P. 180-261.
  5. Heller K.A. The Munich model of giftedness and its impact on identification and programming // Gifted and Talented International. 2005. P. 20-36.
  6. Renzulli J.S., Gaesser A.H. Monograph for Critical Issues in Gifted Ed & Talent Development A Multi Criteria System For the Identification of High Achieving and Creative/Productive Giftedness // Full-text Article. Apr 2015. Revista de Educación (Madrid).
  7. Field G.B. The effects of using Renzulli Learning on student achievement: An investigation of internet technology on reading fluency, comprehension, and social studies. International Journal of Emerging Technology, 2009. № 4. P. 29-39.
  8. Renzulli J.S., Reis S.M. The Schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for educational excellence (3rd ed.) Waco, TX: Prufrock Press, 2014.
  9. Feldhusen J.F., Hoover S.M. A conception of giftedness: intelligence, self concept and motivation. Roeper Review. 1986. № 8 (3). P. 140-143.
  10. Mönks F.J., Ypenburg I.H. Hoogbegaafde kinderen thuis en op school. Alphen aan den Rijn: Samsom H.D. Tjeenk Willink, 1995.
  11. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. проф. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 275-295.
  12. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146.
  13. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
  14. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с.
  15. Horowitz F.D. A developmental view of giftedness / S.M. Reis, R.J. Sternberg (Eds.) // Definitions and conceptions of giftedness. Thousand Oaks CA: Corwin Press. 2004. P. 145-154.
  16. Kaufman S.B., Sternberg R.J. Conceptions of giftedness / S.I. Pfeiffer (Ed.) // Handbook of giftedness in children; Psycho-educational theory, research and best Practices. New York: Springer. 2008. P. 71-92.
  17. Balchin T. The future of the English definition of giftedness // The routledge international companion to gifted education / Eds. T. Balchin, B. Hymer, D.J. Mathews. London: Routledge. 2009. P. 50-55.
  18. Dai D.Y. The nature and nurture of giftedness: a new framework for understanding gifted education. New York: Teachers College, Columbia University, 2010.
  19. Кац Е.Б. Психофизиологические и психологические особенности учащихся с признаками одаренности: дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 165 с.
  20. Gardner H. Intelligence Reframed. Multiple intelligences for the 21st century. New York: Basic Books. 1999. 292 p.
  21. Matthews D.J., Folsom C. Making connections: cognition, emotion and a shifting paradigm / T. Balchin, B. Hymer, D.J. Matthews (Eds.) // The Routledge international companion to gifted education. London: Routledge. 2009. P. 18-25.
  22. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: Иматон, 1998. 170 с.
  23. Drake J.E., Winner E. Children gifted in drawing: The incidence of precocious realism // Gifted Education International. 2012. Vol. 29, is. 2. P. 125-139.
  24. Гуткина Н.И. Методика «Домик»: описание, анализ результатов, выводы [Электронный ресурс]. http://fb.ru/article/236410/gutkina-n-i-metodika-domik-opisanie-analiz-rezultatov-vyivodyi.
  25. Богданова И. Как оценить двигательные способности? Тесты для детей школьного возраста // Спорт в школе. 2001. № 8 [Электронный ресурс] // http://spo.1september.ru/article.php?ID=200100807.
  26. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980. 127 с.
  27. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
  28. Диагностика уровня вербального (словесного) мышления 6-летних детей: [Электронный ресурс] // https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/12522840.
  29. Методика «МЭДИС» [Электронный ресурс] // http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart. ru/files/uroven_intellektualnogo_razvitiya_medis.pdf.
  30. Ericsson K.A. Creative genius: A view from the expert-performance approach // D.K. Simonton (Ed.), The Wiley-Blackwell handbook of genius. New York: Wiley, 2014. P. 321-349
  31. Ericsson K.A., Nandagopal K., Roring R.W. An expert-performance approach to the study of giftedness // L. Shavinina (Ed.), International handbook of giftedness. Berlin: Springer Science + Business Media. 2009. P. 129-153
  32. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 100-110.
  33. Никитин А.А. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дис. … д-ра пед. наук. М., 2013. 391 с.
  34. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. М.: Феникс, 2006. 112 с.
  35. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. 496 с.
  36. Тестов В.А. Математическая одаренность и ее развитие // Perspectives of Science and Education, 2014, № 6 (12). С. 60-67.
  37. Соколик И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности: дис. … д-ра пед. наук. Мн., 1998. 357 с.
  38. Сальников В.А. Особенности межпризнаковых и межвозрастных связей показателей морфофункционального развития // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сб. науч. тр. Омск, СибАДИ. 2010. 196 с.
  39. Панфилова В.М. Психолого-педагогические условия формирования иноязычной компетентности лингвистически одаренных студентов неязыкового вуза: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2016. 195 с.
  40. Winner E., Martino G. Giftedness in the visual arts and music // Heller K., Monks F. and Passow A.H. (eds.) International Handbook of Research and Development of Giftedness and Talent. NewYork: Pergamon, 1993. P. 253-281.
  41. Kirnarskaya D., Winner E. Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music. Psychomusicology. 1999.
  42. Столяр А.А. Педагогика математики. Мн.: Вышейшая школа, 1974. 382 с.
  43. Никитин А.А. Интеллект и художественное мышление. Хабаровск: ХГИИК, 2007. 120 с.
  44. Гингулис Э.Ж. Системный подход в исследовании математических способностей учащихся // Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов IV междунар. науч. конф. «Математика. Образование. Культура». Ч. 2. Тольятти: ТГУ. 2009. С. 88-92.
  45. Сафроненко Е.Ф. Экспериментальное исследование способностей к изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 10 (112). С. 102-106.
  46. Gardner H. Multiple Intelligences; The Theory in Practice. New York: Basic Books, 1993. P. 9-11.
  47. Rankinen T., Bouchard C. Dose-response issues concerning the relationship between regular physical activity and health. President’s Councilon Physical Fitnessand Sports Research Digest. 2002. № 3 (18). P. 3-10.
  48. Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Актуальные проблемы линводидактики, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 10 (125). С. 109-113.
  49. Takahashi M. Earthquake disaster and the potential of adult art education: the significance of holistic learning // SGEM international multidisciplinary scientific conference on social sciences and art. 2018. STEP92 Technology Ltd., 51 «Alexander Malinov» Blvd., 1712 Sofia, Bulgaria. P. 133-144.
  50. Eco U. Opera aperta. Milano: Bompiani, 1962. 370 p.
  51. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома // Философия постмодерна. Минск: Беларусь, 1996. С. 10-12.
  52. Ceplitis A. Rhizomatic narratology in 360 degree spherical cinematography // International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts, Vol. 4, 2016.
  53. Ceplitis A. The Tension of Embodiment and Narrative Taxonomy in 360 Degree Spherical 3D Setting // RIXC Art Science Festival, 2017, Riga.
  54. Сокрута Е.Ю. Нарративные характеристики новостного дискурса в эпоху новой медиальности // Новый филологический вестник. 2018. № 2 (45). С. 39-46.
  55. Маньковская Н.Б. Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 192-230.
  56. Елкина И.М. О новых дидактических концептах: ризомоподобное обучение // Перспективы отечественного образования. 2016. № 11. С. 82-95.
  57. Калинина Л.Ю. Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы // Современное дошкольное образование. 2018. № 6 (88). С. 43-49.
  58. Kalinina L., Ivanov D. Early identification of giftedness in the art creativity process // SGEM international multidisciplinary scientific conference on social sciences and art. 2018. STEP92 Technology Ltd., 51 «Alexander Malinov» Blvd., 1712 Sofia, Bulgaria. P. 125-132.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Калинина Л.Ю., Иванов Д.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».