Training and educational problems solving in the study of mathematics at university

Cover Page
  • Authors: Aniskin V.N.1, Ryabinova E.N.2
  • Affiliations:
    1. Samara State University of Social Sciences and Education
    2. Samara State Technical University
  • Issue: Vol 5, No 3 (2016)
  • Pages: 141-147
  • Section: 13.00.00 – Pedagogical Sciences
  • URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/21979
  • DOI: https://doi.org/10.17816/snv20163301
  • ID: 21979
  • Retraction date: 19.09.2017
  • Retraction reasons description:

    Ненадлежащее цитирование родственных работ других авторов, а именно, статьи Тимощук Н.А. «К вопросу о формировании метапредметных компетенций у будущих бакалавров и специалистов», опубликованной в журнале «Самарский научный вестник» №2(15) 2016 г., что нарушает «Этические правила, относящиеся к публикациям в журналах и к рецензиям на них», утвержденные Положением о научном журнале «Самарский научный вестник».
    Инициатор: Редакционная коллегия.

    Протокол заседания редакционной коллегии.


Cite item

Full Text

Abstract

The analysis of federal state educational standards for all steps of existing educational system shows that meta-subject approach in learning and bringing up activity is becoming more urgent. Orientation to the key strategic priority of continuous education such as bringing up activity and forming the ability to study are also urgent. The main types of universal studying activities are analyzed: personal, subject, meta-subject results; usage of learning activity matrix during the process of study. Federal State Educational Standard of basic common education sets the demands to personal, meta-subject and subject results of learning after basic educational program of secondary education. So, according to the succession principle we should develop the competence of the students following these three directions transforming them into educational environment of the university. Thus, meta-subject competence should include ability to use intersubject definitions and universal learning activities performing them at learning, knowledge and social practice. The achievement of meta-subject results is connected with the nature of universal activity. The basis of nature-coordinated education should lie in basic values – and the most important is morality which is formed from the human nature. That is why the standards of the second generation formulate four blocks of universal learning activities: personal, regulative, common knowledge and communicative. According to their nature meta-subject activities are functional-oriented ones and they form the psychological basis and determining condition of subject task solution success. Meta-subject competence development supposes various forms of studying process organization. One of such organization forms can be the business game which can be used as the means of diagnosis and forecast of personal behavior in various situations. Project technology is also aimed to develop wide range of competence and creative abilities and that is why it suggests the integrity of research, searching, problem solving and comparison methods. It has been shown that nowadays the role of each course in meta-subject competence development has been growing rapidly.

About the authors

Vladimir Nicolaevich Aniskin

Samara State University of Social Sciences and Education

Author for correspondence.
Email: vnaniskin@gmail.com

candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Mathematics, Physics, and Computer Science

Russian Federation, Samara

Elena Nicolaevna Ryabinova

Samara State Technical University

Email: eryabinova@mail.ru

doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Higher Mathematics and Applied Computer Science

Russian Federation, Samara

References

  1. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2ч. / под ред. Л.В. Алиевой, И.В. Руденко. Ч. 1: Научный доклад. Тольятти: Кассандра, 2015. 74 с.
  2. Кустов Ю.А., Гусев В.А. Управление качеством образования на основе принципа преемственности: учебное пособие. Тольятти: Изд-во Тольяттинского гос. ун-та, 2002. 203 с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  4. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
  5. Санникова А.И., Крузе Б.А. Подготовка полилингвальной и поликультурной личности учителя международного бакалавриата: мультимедийно опосредованный контекст // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 75-78.
  6. Тимощук Н.А. Формирование метапредметной компетентности у студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 3(27). С. 233-241.
  7. Тимощук Н.А. Преемственность в реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Материалы IV Всероссийской конференции III Международной заочной научно-практической конференции «Математическое образование: прошлое, настоящее и будущее», посвящённая 100-летию со дня рождения К.А. Малыгина. Самара: ПГСГА, Самара, 2015. С. 268-274.
  8. Тимощук Н.А. Метапредметность в образовании XXI века // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Человеческий потенциал в 21 веке: образование и культура, патриотизм и традиции казачества, здоровый социум и инновационная экономика». Димитровград, 2016.
  9. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования // Установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года-2009». М., 2009. С. 5.
  10. Громыко Н.В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] // http://docme.ru/ doc/38300/stat._ya-gromyko-n.v.-metapredmetnyj-podhod-v-obuchenii.
  11. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ», 2015. [Электронный ресурс] // http://www.assessor.ru/zakon/ 273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013.
  12. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/ journal/2012/0229-10.
  13. Хуторской А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования // Народное образование. 2013. № 4. С. 157-171.
  14. Рябинова Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы усвоения учебного материала в высшей профессиональной школе: монография. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 245 с.
  15. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов: монография. М: Машиностроение, 2009. 258 с.
  16. Курушина С.Е., Кузнецов В.П., Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Формирование самообразовательных компетентностей студентов при изучении матриц: учебно-методическое пособие, 2-е изд., испр. Самара, 2015. 160 с.
  17. Рябинова Е.Н., Бесперстова Е.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов технических университетов при изучении векторной алгебры: учебно-методическое пособие, 2-е изд., испр. Самара: «Издательство СамГУПС», 2015. 167 с.
  18. Бесперстова Е.Н. Самоконтроль и самооценка как основа успешной самообразовательной деятельности студентов // Вектор науки ТГУ, 2014. № 4 (30) С. 243-248.
  19. Рябинова Е.Н., Мазуренко Е.В. Преемственность в формировании геометрических компетенций при изучении математики в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 4(24). С. 171-178.
  20. Рябинова Е.Н., Рудина Т.В. Формирование геометрических компетенций при решении задач по теме «Прямая и плоскость» // Сборник трудов III Международной научной конференции «Геометрия и геометрическое образование в современной средней и высшей школе». Тольятти: ТГУ, 2014. С. 289-293.
  21. Рябинова Е.Н., Жукова Т.А., Мазуренко Е.В. Роль математики в формировании мультикультурной компетентности студентов высшей профессиональной школы // Сборник трудов VII Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура». Тольятти: ТГУ, 2015. С. 50-52.
  22. Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. К вопросу об актуальности формирования вербальных компетенций студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2(26). С. 163-170.
  23. Рябинова Е.Н., Марченкова Л.А. Формирование вербальных компетенций в процессе профессиональной подготовки будущих инженеров // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. № 4(23). 2015. С. 158-163.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1 - Interpretation of mathematical component M in the general worldview preparing u

Download (11KB)
3. Figure 2 - Interpretation of the interaction of various components in the general worldview training U

Download (28KB)

Copyright (c) 2016 Aniskin V.N., Ryabinova E.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».