Направленность личности и мотивы выбора профессии: точки пересечения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье актуализирована проблема изучения особенностей планирования профессиональной карьеры провинциальной молодежью. Авторами проанализированы основные научные и методологические подходы в отношении задачи мирного сосуществования и взаимного обогащения различных культур, а также в аспекте построения карьеры молодежью. Рассмотрена теория мотивации Фредерика Герцберга. Согласно теории, Ф. Герцберг создал двухфакторную модель, где первая группа факторов (гигиенические) удерживает личность на работе, вторая группа (мотиваторы) – мотивирует к работе. Используя тест Ф. Герцберга, можно определить структуру мотивации и выделить превалирующие факторы удовлетворенности или неудовлетворенности трудом. Экспериментальная выборка респондентов составлялась из числа студентов 4 курса очного отделения факультета технологии и дизайна УлГПУ. Диагностирование респондентов проводилось по тесту Ф. Герцберга для отслеживания взаимосвязи направленности личности и мотивов выбора профессии. Для выявления направленности личности использовалась ориентационная анкета Б. Басса. Данная методика позволяет выявить степень выраженности трех основных ориентаций личности: направленность на себя, на взаимодействие с партнерами и на задачу. В статье приводятся результаты проведенных диагностик, доказывающих, что мотивы выбора профессии личностью и ее направленность имеют точки пересечения. Полученные материалы могут служить основой для дальнейших разработок теоретических и практических аспектов проблемы подготовки провинциальной молодежи к планированию профессиональной карьеры.

Об авторах

Татьяна Анатольевна Горшкова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Автор, ответственный за переписку.
Email: uln75@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования

Россия, Ульяновск

Екатерина Михайловна Громова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Email: gromova_ek@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методик математического и информационно-технологического образования

Россия, Ульяновск

Диана Искандеровна Беркутова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

Email: diana820329@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологий профессионального обучения

Россия, Ульяновск

Список литературы

  1. Беркутова Д.И., Громова Е.М. Планирование профессиональной карьеры в полиэтническом регионе. Научно-методическое пособие. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. 156 с.
  2. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Исследование отношения современных российских студентов к построению профессиональной карьеры [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. - http://www.science-education.ru/103-6307.
  3. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование. М.: Академия, 2013. 240 с.
  4. Мубинова З.Ф. Этнонациональное воспитание в современном мире: теоретические и концептуальные подходы: монография. Уфа: Издательство БГПУ имени М. Акмуллы, 2007. 152 с.
  5. Кукушин В.С. Этнопедагогика: учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2002. 304 с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 302 с.
  7. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 318 с.
  8. Super D.E. The psychology of careers: introduction vocational development. N.Y., 1957. 362 p.
  9. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Современные образовательные технологии в подготовке молодежи к планированию карьеры // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 марта 2014 г.: в 13 ч. Ч. 6. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 28-29.
  10. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Ценности личности как основа жизненной и профессиональной стратегии // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. - http://www.science-education.ru/108-9042.
  11. Калимуллина О.А. Контент-анализ категории «направленность личности» // Образование и саморазвитие. 2013. № 1. С. 171-177.
  12. Спиридонова Н.Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2011. 23 с.
  13. Верещагина Л.А. Определение направленности «на себя», «на дело», «на взаимодействие» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. С. 45-47.
  14. Шупейко И.Г., Борбот А.Ю., Доморацкая Е.М., Пархоменко Е.М. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Минск: БГУИР, 2008. 91 с.
  15. Мескон М., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента (Management). М.: Дело, 1997. 704 с.
  16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  17. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Профессиональная карьера: путь к успеху. Научно-метод. пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2012. 126 с.
  18. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Практикум к курсу «Профессиональная карьера: путь к успеху»: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 44 с.
  19. Громова Е.М., Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Подготовка современной молодежи к планированию профессиональной карьеры: монография. Ульяновск: УлГПУ, 2013. 170 с.
  20. Беркутова Д.И., Громова Е.М. Педагогическая поддержка молодежи в планировании карьеры. Научно-методическое пособие. Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. 96 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Горшкова Т.А., Громова Е.М., Беркутова Д.И., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».