Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды
- Авторы: Зайцева Е.А.1, Нуждин А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
- Выпуск: Том 5, № 2 (2016)
- Страницы: 154-159
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/22106
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20162304
- ID: 22106
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одной из важных задач современного российского образования является подготовка человека к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде. Различные аспекты поликультурного образования нашли отражение во многих нормативно-правовых документах Российской Федерации. Содержание межкультурной компетентности педагога связано с такими аспектами, как осознание национально-религиозных, гендерных и иных особенностей обучающихся, уважительное отношение к ним; способность к культуросообразному поведению; способность организовать конструктивное межкультурное взаимодействие в коллективе и использовать межкультурные различия для обогащения личного культурного опыта обучающихся; знание и учет психологических особенностей восприятия и поведения обучающихся, обусловленных их культурной принадлежностью; способность обеспечивать поликультурную направленность учебно-воспитательного процесса, прогнозировать, предупреждать и разрешать межкультурные конфликты в коллективе и т.д. Работа по изучению культуры и традиций разных национальностей в школе должна проходить по разным направлениям: изучение истории народностей и истории присоединения тех или иных народов к России, рассказ о вкладе той или иной этнической группы в защиту своего Отечества; участие детей в национальных и религиозных праздниках; изучение национальной культуры народов (костюма, обычаев, традиций); чтение литературных произведений национальных поэтов и писателей; проведение дней национальных культур; разучивание народных игр; совместные дела класса, школы (конкурсы, соревнования, игры, проекты); работа с семьей, организация семейных вечеров, во время которых поют национальные песни, исполняют стихи на родном языке, предлагают попробовать национальные блюда, рассказывают о семейных и национальных традициях; проведение тренинговых упражнений по воспитанию толерантности и т.д.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Александровна Зайцева
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaitseva-ea@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры поликультурного образования
Россия, СамараАнатолий Вячеславович Нуждин
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Email: anatolyn@mail.ru
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой поликультурного образования
Россия, СамараСписок литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) / А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.
- Концепция поликультурного образования в России [Электронный ресурс] // http://mon.gov.ru/ work/vosp/dok/6988.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/197127.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/ 768/72768/50521.
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // http://ug.ru/new_standards/6.
- Федеральная целевая программа Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы) [Электронный ресурс] // http://government.ru/media/files/41d4862001a d2a4e5359.pdf.
- Жидкова С.К. Этнический состав городского населения Самарской области // Этнос и культура. Информационный вестник, 2002. № 2. С. 36–40.
- Национальный состав населения Самарской области: Статист. сборник / Самарастат, 2013. 327 с.
- Кайсарова А.В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 22 с.
- Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
- Хупсарокова А.М., Хакунова Ф.П. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога [Электронный ресурс] // http:// otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00274620_0.html.
- Назаренко Н.Н. Педагогические проблемы полиэтнической образовательной среды [Электронный ресурс] // http://studik.net/pedagogicheskie-problemy-polietnicheskoj-obrazovatelnoj-sredy.
- Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2008. 25 с.
- Нуждин А.В. Межкультурная компетентность педагога в контексте современного образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17. № 1(3). С. 588–593.
- Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Особенности деловой коммуникации в полиэтнической образовательной среде // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 17. № 1(5). С. 1108–1112.
- Ершов В.А., Лельчицкий И.Д. Этнопедагогические традиции как фактор формирования межкультурной компетенции // Известия Академии педагогических и социальных наук. Миграция: проблемы и решения. Вып. 11. М.; Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института. Издательство НПО «МОДЭК», 2007. С. 394–397.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
- Голышева О.М. Воспитание толерантной культуры у учащихся через народные традиции различных этнических групп: чуваши, эрзяне, русские // Русский мир и духовное развитие народов Поволжья. Самара: ООО «Книга», 2011. С. 334–338.
- Житлевский Б.Б. Уроки литературы в полиэтнических классах: диалог культур // Русский язык в контексте межкультурной коммуникации: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Е.М. Кубарева. Самара: ПГСГА,2011. С. 242–248.
- Хайруллин Р.З. Социально-педагогическая адаптация студентов-мигрантов в условиях столичного мегаполиса // Известия Академии педагогических и социальных наук. Миграция: проблемы и решения. Вып. 11. М.; Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института. Издательство НПО «МОДЭК», 2007. С. 458–468.
Дополнительные файлы
