Сравнительный анализ удовлетворённости курсантов профессиональной подготовкой в ведомственном вузе ФСИН России
- Авторы: Ощепкова О.В.1, Попов И.В.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 5, № 2 (2016)
- Страницы: 176-181
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/22116
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20162309
- ID: 22116
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Удовлетворённость обучаемых высших учебных заведений своей учебно-профессиональной деятельностью в сегодняшней реальности является одним из ключевых показателей, диагностирующим качество подготовки специалистов, эффективности формирования профессиональной компетентности. Удовлетворенность предполагает личностное включение обучаемого в образовательный процесс, которое неразрывно связано с оценочным отношением личности к качеству тех или иных объектов, к условиям жизни и деятельности, в том числе и к самому себе. Оценка же является важнейшим элементом эмоциональной сферы человека, эмоции стимулируют мотивацию к деятельности. Под удовлетворенностью мы понимаем интегральную характеристику, включающую мотивационную и эмоциональную сферы личности; это оценочное отношение обучаемых к выполняемой им деятельности, её результатам и условиям осуществления. Профессиональная подготовка курсантов осуществляется в специфических условиях их нахождения на казарменном положении на территории ведомственного вуза. В интегральную характеристику удовлетворенности обучаемых профессиональной подготовкой были включены три критерия: удовлетворённость учебным процессом; удовлетворённость внеучебной деятельностью; удовлетворённость взаимоотношениями. В свою очередь, первый критерий содержит удовлетворённость: 1) организацией учебного процесса; 2) уровнем профессионализма преподавателей; 3) качеством своей подготовки. Во второй критерий мы ввели показатели удовлетворённости: 1) организацией работы кружков, секций, клубов; 2) организацией спортивно-массовых мероприятий; 3) организацией мероприятий, помогающих формированию профессиональной компетентности будущего офицера уголовно-исполнительной системы. Третий критерий предполагает удовлетворенность отношениями с преподавателями, с коллективом, с непосредственным руководством. Анкетирование курсантов 2 и 5 курсов Самарского юридического института ФСИН России показало, что в целом к 5 курсу обнаруживается положительная тенденция в оценке удовлетворенности профессиональной подготовкой. Отдельного дополнительного анализа требует критерий «удовлетворённость внеучебной деятельностью», поскольку к 5 курсу удовлетворённых работой кружков, секций, клубов меньше трети от общей численности курса. По третьему критерию обнаружена некоторая сложность во взаимоотношениях с непосредственным руководством (с командирами строевых подразделений), что также должно стать предметом специального дополнительного рассмотрения.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Владимировна Ощепкова
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Автор, ответственный за переписку.
Email: oshepkova1959@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики
Россия, СамараИгорь Вадимович Попов
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Email: bargonavt@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и информационно-технического обеспечения деятельности УИС
Россия, СамараСписок литературы
- Баранаускене И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность работой сотрудников исправительных учреждений // Национальный психологический журнал. 2011. № 1. С. 66–69.
- Салагина И.Г. Удовлетворённость студентов образовательной средой как критерий качества управления вузом // Научные труды SWorld. 2010. Т. 23. № 1. С. 93–95.
- Русанова А.А. Удовлетворённость как показатель качества образования в современном вузе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 7. № 3. С. 21.
- Лебедева Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «удовлетворённость потребителя»: автореф. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004.
- Кормина Е.Я. Социологический анализ удовлетворённости качеством профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза как показатель их профессионального самочувствия // Вестник государственного педагогического университета. 2014. № 2 (29). С. 119–128.
- Лесовская М.И., Лесовская Л.В. Удовлетворённость процессом обучения в вузе как прогноз удовлетворённости будущей работой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 3. С. 53–56.
- Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
- Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.
- Чижкова М.Б. Удовлетворенность учебно-профессиональной деятельностью студентов-первокурсников на начальном этапе обучения в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. – http://science-education.ru/127-21304.
- Красовская А.Е. Психологическая совместимость младших командиров курсантских подразделений как взаимная удовлетворенность межличностными отношениями: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009.
Дополнительные файлы
