Обучение интерпретационной деятельности на основе анализа интертекстуальных связей художественного текста


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье показана роль обучения анализу текста с учётом его интертекстуальных связей в формировании интерпретационной деятельности школьников. Под интертекстуальностью понимается свойства текстов, выражающиеся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. Само понятие «интертекстуальность» может быть истолковано как два вида взаимодействия между текстами в общем пространстве мировой культуры: взаимодействие между структурами текстов, жанрами, темами, стилевыми чертами, взаимодействие типа «текст внутри текста»: частичное включение уже известных текстов в содержание нового текста в виде заимствования, эпиграфа, подражания, пародии, аллюзии, намёка, цитации. В ходе интертекстуального анализа исследователь обнаруживает, что исходный текст в новом тексте трансформируется. Признание интертекстуальности в качестве одной из доминирующих категорий ведёт и к признанию смысловой открытости текста, обязательности его включения в широкое культурное пространство. На понимании интертекстуальных связей основано в определённой мере одно из заданий Единого государственного экзамена; выпускник школы должен уметь видеть общность проблематики текстов и использовать отсылку к известному ему сюжету, эпизоду, образу героев, авторской идее как аргумент. Читательского кругозора современных школьников не всегда хватает для того, чтобы провести параллель между проблематикой двух и более текстов, к тому же изучение интертекстуальных связей не предусмотрено программами по литературе и русскому языку. Автор статьи определяет виды заданий и вопросов для планируемого анализа.

Об авторах

Елена Святославовна Богданова (Симакова)

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Автор, ответственный за переписку.
Email: helensim@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин и методики их преподавания

390000, Россия, Рязань, ул. Свободы, 46

Список литературы

  1. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: ИГ Прогресс, 2000. С. 427-457.
  2. Хорохордина О.В. Интертекстуальность / Текст: теоретические обоснования и принципы анализа : учеб.-науч. пос. / под ред. проф. К.А. Роговой. СПб.: Златоуст, 2011. 464 с.
  3. Фадеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи речи / Н.А. Фатеева // Изв. РАН. Сер.лит. и языка. Известия. № 5. 1998. С. 25-36.
  4. Яценко И.И. Интертекст как средство интерпретации художественного текста (на материале рассказа В. Пелевина «Ника») // Мир русского слова, № 1, 2001. С. 66-70.
  5. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М.: Сов.писатель, 1992. 432 с
  6. Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод. М.: Азбуковник, 2003. 298 с.
  7. Успенский Л.В. Записки старого петербуржца. Л.: Лениздат, 1970. 512 с.
  8. Ильин И.П. Интертекстуальность. //Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М.: Интрада, 1996. С. 217.
  9. Сологуб Ю.В. Интертекстуальность как лингвистическая проблема // Филологические науки. 2000. №2. С. 51-57.
  10. Фатеева Н.А. Интертекстуальность и ее функции в художественном дискурсе // Известия АН. Сер. Литературы и языка. 1997. Т.56. №5. С. 12-21.
  11. Лисовицкая Л.Е. Компоненты смысла текста и их носители. В сб.: Формирование профессиональной компетентности будущего педагога в условиях творческой активности студентов. Сб. научных трудов и материалы международной научной конференции «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов». Ч. 2. Самара, 2003. С. 220-224.
  12. Лисовицкая Л.Е. Лингвистический анализ художественного текста : учебно-методическое пособие / Л.Е.Лисовицкая. Самара: СГПУ, 2005. 96 с.
  13. Лингвистический анализ художественного текста.stylistics.academic.ru
  14. Анализ художественного текста. BiblioFond.ru›view.aspx?id=32094
  15. Художественный текст : аспекты анализа и интерпретации. ivagant.ru›free/28477/vv-borisova…tekst…analiza

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Богданова (Симакова) Е.С., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».