Средства управления качеством самостоятельной работы студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается самостоятельная работа студентов как важный фактор высшего образования. Описываются специфика и особенности выполнения самостоятельной работы студентов в условиях электронного обучения, расширения дистантных форм обучения и переноса учебного процесса в Интернет. Определяется суть самостоятельной работы студентов и влияния на нее образовательных рисков разной природы. С опорой на международные стандарты ИСО, определяющие главную задачу обеспечения качества как управление возникающими в ходе его достижения рисками, делается вывод о возможности обеспечения качества самостоятельной работы студентов педагогическими средствами управления. Поиск педагогических средств управления качеством самостоятельной работы студентов осуществлялся на базе Тольяттинской академии управления, в которой опыт применения открытой информационно-образовательной среды составляет более 10 лет. Результаты исследования показали, что эффективное управление качеством самостоятельной работы студентов в новых условиях протекания учебного процесса требует осуществления трех разных видов управления: опосредованного педагогического, самоуправления студентом и совместного управления преподавателя и студента - и, соответственно, разных педагогических средств. Полученные материалы могут служить основой для повышения качества не только самостоятельной работы студентов, но и высшего образования в целом.

Об авторах

Наталья Борисовна Стрекалова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: snb_05@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, д. 34

Список литературы

  1. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
  2. Попова З.Н. Самостоятельная работа студентов как способ интенсификации процесса овладения учебной дисциплиной «Музыка и методика преподавания» // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 201–206.
  3. Якушина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2007. 210 с.
  4. Боженов С.Н. Проблемы и перспективы использования технологий компьютерного тестирования для оценки качества самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2011. С. 1516–1520.
  5. Колесова Т.В. Информационные технологии обучения в повышении качества самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузе. Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2011. № 1. С. 19–23.
  6. Куликова Т.А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде: автореферат дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. с. 25.
  7. Харитонова И.В. Организация самостоятельной работы студентов при обучении математике в вузе: дис. … канд. пед. наук. Саранск, 1996.173 с.
  8. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2001. 23 с.
  9. Макарова Н.С. Трансформация дидактики высшей школы. М.: Флинта, 2012. 180 с.
  10. Руднева Т.И, Левченко В.В., Соловова Н.В., Стрекалова Н.Б. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики: коллективная монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. 164 с.
  11. Руднева Т.И, Стрекалова Н.Б. Социологическое сопровождение процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации вузов // Социология образования. 2014. № 8. С. 4–13.
  12. Стрекалова Н.Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 93–97.
  13. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь М.: Весь мир, 2004. 120 с.
  14. Маслов П.А. Проблемы управления рисками в современной России: автореферат дис. … канд. соц. наук. Пятигорск, 2009. 21 с.
  15. Чубарова О.И. Образовательный риск как экономическая категория, его сущность // Ползуновский вестник. 2005. № 1. С. 199–208.
  16. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1–3 марта 2001 г.). Мн.: Пропилеи, 2002. С. 229–241.
  17. Корсакова Т.А. Философско-праксиологические основы соуправления развитием личности: автореферат дис. … канд. фил. наук. Якутск, 2003. 28 с.
  18. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. № 7. С. 36–41.
  19. Стрекалова Н.Б. Управление рисками самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2015. № 11 (133). С. 220–225.
  20. Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 144 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стрекалова Н.Б., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».