Модель формирования экологической культуры у студентов - будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства
- Авторы: Левина С.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 6, № 4 (2017)
- Страницы: 227-231
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/22359
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201764306
- ID: 22359
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема формирования экологической культуры у студентов – будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Обосновывается необходимость культурологического подхода, который позволяет интегрировать разные отрасли духовной культуры, расширить кругозор учащихся, дать им новые знания, сформировать целостную картину мира. В статье подчёркивается, что экологическая культура проявляется в системе духовных ценностей, во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы. Отсюда напрашивается вывод о необходимости такой профессиональной подготовки учителей, которые, независимо от специальности, смогут осуществлять работу с учащимися по формированию у них экологической культуры. Квалификационная характеристика учителя должна предусматривать его профессиональную готовность осуществлять экологическое обучение и воспитание. Достигнуть необходимого уровня экологической подготовки можно лишь при условии корректировки и обновления существующих образовательных программ. В статье предложена модель формирования экологической культуры средствами изобразительного искусства, определено содержание, условия и этапы её реализации. Представленная модель является трёхуровневой, и в статье рассматривается каждый из них; обосновываются необходимые организационно-педагогические условия, выделяются методологические подходы (культурологический, историко-краеведческий, личностно-ориентированный, деятельностный) и методологические принципы (научности, систематичности, последовательности, наглядности, направленности обучения, культуросообразности, природосообразности). В заключении статьи подчёркивается, что предложенная модель позволила организовать в педагогическом вузе непрерывный процесс, направленный на формирование экологической культуры у будущих учителей, а реализованный на её основе подход способствует становлению новой парадигмы. Причём уровень экологической культуры будущего педагога будет определяться не только успешностью овладения научными знаниями, но и мировоззренческой и поведенческой позицией, проявляемой в его профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Викторовна Левина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_lev_63@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, СамараСписок литературы
- Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. 328 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Владос, 2010. 333 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. 432 с.
- Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. М.: Мысль, 1993. 346 с.
- Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / отв. ред. А.Л. Яншин. М.: Наука, 1991. 234 с.
- Сенкевич В.М. Как учить экологии. 3-е изд. М.: Просвещение, 2003. 96 с.
- Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. 4-е изд. М.: Академический Проект «Трикста», 2003. 496 с.
- Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. М.: Интерпракс, 1994. 269 с.
- Самарский художественный музей. От модерна до авангарда. Самара: Издательский дом «АГНИ», 2002. 186 с.
- Самарский художественный музей. Наследие. Самара: Редакционно-издательская фирма «НИКА», 2004. 211 с.
- Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. 435 с.
- Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т. 1. 328 с.; Т. 2. 376 с.
- Пономарева И.Н. Общая экология. М.: Вентана-Граф, 2007. 268 с.
- Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. М.: Устойчивый мир, 2001. 323 с.
- Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.: Дрофа, 2004. 416 с.
- Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: Наука, 1980. 153 с.
- Шилова Е.И., Банкина Т.А. Основы учения о биосфере. СПб.: Издательство С.-Петербург. университета, 2005. 352 с.
- Данилов-Данильян В.И. Перед главным вызовом цивилизации. М.: Инфра-М, 2005. 224 с.
Дополнительные файлы
