Проблема управления интеллектуальным развитием студентов при обучении физике в педагогическом вузе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Необходимым условием становления эффективной экономики, конкурентоспособного процветающего государства признается поиск и развитие уникальности каждого субъекта образовательного процесса, нацеленность на максимально эффективную деятельность с учетом общечеловеческих ценностей. Эти особенности предопределили управленческую антибюрократическую революцию в мире: на смену бюрократическим иерархическим организациям приходят холонические организации, способные к самообучению и адаптации. Поэтому в российской образовательной системе созданы новые Федеральные государственные стандарты (ФГОС). В их основание положены идеи компетентностно ориентированного образования, которое призвано обеспечить выпускнику успешную адаптацию в холонических организационных системах информационного общества.В современном социуме возникает потребность в учителях-проектировщиках, владеющих научными основами организации процесса обучения физике, способных придать ему личностно-ориентированный характер. Умение проектировать блоки уроков, прогнозировать и обеспечивать эффективность интеллектуального развития учеников в неоднородном коллективе становится важным элементом в педагогическом арсенале современного учителя физики. Помимо фундаментальной предметной подготовки студенты, будущие учителя физики, должны обладать совокупностью интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих возможности для эффективного взаимодействия, новаторства, коммуникации, лидерства.Новые требования ФГОС детерминируют поиск адекватной системы управления интеллектуальным развитием студентов. В статье описывается авторская концепция управления интеллектуальным развитием студентов при обучении физике в педагогических вузах на классификационной основе с выделениемзаказчиков образования, стратегических целей, концептуальных идей, теоретических конструктов, групп принципов, моделей и ресурсов управления.

Об авторах

Евгений Андреевич Самойлов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: evge-samojlov@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры физики и методики обучения

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Россия, 443099, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Список литературы

  1. холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Издательство Томского университета, М.: Издательство «Барс», 1997. 392 с.
  2. Богоявленская Д.Б. Творчество и нравственность. [Электронный ресурс]: http://www.samara. orthodoxy.ru/Hristian/Bogoyavl.html. (Дата обращения 16.04.2011).
  3. Шишов В.С., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с.
  4. Бетев В.А. К вопросу об информационной технологии // Информационные технологии в процессе научения физике: Научные доклады на Международной научно-практической конференции 26-27 ноября 1999 г. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 3-8.
  5. Бетев В.А. Структурно-логические схемы в системе управления обучением физике // Обучение физике как системный процесс. Куйбышев: КГПИ, 1985. С. 9-23.
  6. Гурина Р.В. Подготовка учащихся физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: МПГУ, 2008.
  7. Зуев П.В. Теоретические основы повышения эффективности деятельности учащихся при обучении физике: диссертация доктора педагогических наук. Санкт-Петербург: РГПУ, 2000. 343 с.
  8. Прояненкова Л.А. Методическая подготовка будущих учителей к решению типовых задач организации учебно-воспитательного процесса по физике: проблема, концепция, модель: Монография. М.: Кар- пов Е.В., 2009. 160 с.
  9. Кирьяков Б.С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах по физике: диссертация доктора педагогических наук. Рязань, 2002. 339 с.
  10. Старовиков М.И. Формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения (на материале курса физики): диссертация доктора педагогических наук. Бийск, 2007. 398 с.
  11. Кондаков В.А. Анализ свойств теорий физики в свете психологической проблемы развития мышления школьника // Вопросы логики и психологии в методике физики. Выпуск 69. Часть 1. Куйбышев: КГПИ, 1969. С. 43-92.
  12. Кондаков В.А. Дидактические основы построения учебных систем знания по физике. Лекции по спецкурсу. Куйбышев: КГПИ, 1977. 47 с.
  13. Кизовски Ч. Теория и практика управления деятельностью учащихся по развитию их мышления на уроках физики: диссертация доктора педагогических наук. СПб.: РГПУ, 2001. 310 с.
  14. Усольцев А.П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике: диссертация доктора педагогических наук. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. 386 с.
  15. Первые результаты международной программы Pisa-2009. М.: ИСИМО, 2009. [Электронный ресурс]: http://www.centeroko.ru (Дата обращения 12.07.2012).
  16. Самойлов Е.А. Охапкина Ю.А. Экспериментальная оценка интеллектуального развития учащихся классов физико-математического профиля // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. №8. С. 64-74.
  17. Виттих В.А. Организация сложных систем. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010. 66 с.
  18. Weber M. the theory of social and economic organization. n.y.: oxford Univ. Press, 1947. Бир С. Мозг фирмы. М: Либроком, 2009. 416 с. [Электронный ресурс]: http://www.natahaus.ru/ (Дата обращения 29.11.2011).
  19. Самойлов Е.А. Компетентностно ориентированное образование: социально-экономические, философские и психологические основания. Монография. Самара: Издательство СГПУ, 2006. 160 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Самойлов Е.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».