Visualization of information in a digital educational environment

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The development of a digital society as well as the digital transformation of education has a significant impact on the modern educational process. An increase in the volume of educational material involuntarily leads the student to the need to continuously process information flows – both educational and extracurricular. Incoming data must be analyzed, comprehended, divided into useful and redundant, which in turn leads to the need to use innovative tools, digital content visualization technologies that would contribute to its perception, analysis, memorization, interpretation and reproduction. Infographics can become one of these tools, as well as improve the information and computer literacy of students as well as teachers in a digital educational environment. The skills of working with infographics in a digital educational environment can be useful for students in their future professional life and for social adaptation. The paper reveals the relationship between the development of digital literacy of students and the use of infographics and its elements for this purpose, which would allow students to master subject knowledge, skills and abilities as well as meta-subject competencies of the digital society. Infographics is a way of graphical representation of complex information, the purpose of which is to concisely, accurately and reliably represent large amounts of data without losing information. As a result of the analysis of the possibilities of using infographics as a way to visualize digital educational content and its elements in the classroom, for the development of digital literacy of students, it has been found that infographics can be used, for example, to explain the operation of various devices, when teaching programming, to visually illustrate facts or events, to create problematic situations, as reference materials in solving problems.

About the authors

Elena E. Alekseeva

Immanuel Kant Baltic Federal University

Author for correspondence.
Email: eealekseeva@kantiana.ru

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Institute of Education and Humanities

Russian Federation, Kaliningrad

References

  1. Примерная образовательная программа учебного предмета «Информатика» (модуль «Информационная безопасность») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. https:// fgosreestr.ru/oop/12.
  2. Алексеева Е.Е. К определению понятия компетентность в цифровизации образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2019. № 3 (49). С. 78–79.
  3. Бардаков Н.Д. Цифровая трансформация образования и/или образование устойчивого развития // Инновационные научные исследования. 2021. № 4–3 (6). С. 167–172. doi: 10.5281/zenodo.4782149.
  4. Dunlap J.C., Lowenthal P.R. Getting graphic about infographics: design lessons learned from popular infographics // Journal of Visual Literacy. 2016. Vol. 35, iss. 1. P. 42–59. doi: 10.1080/1051144x.2016.1205832.
  5. Голубев О.Б., Горохова Ю.А. Дидактические особенности применения образовательной инфографики в учебном процессе // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 134–139. doi: 10.24411/1813-145x-2018-10076.
  6. Никулова Г.А., Боброва Л.Н. Мотивационные аспекты цифровизации деятельности педагога // Практики реализации ФГОС общего образования с использованием информационных технологий: мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф. (25 сентября 2019 г.). Липецк: ГАУ ДПО ЛО «ИРО», 2019. С. 9–12.
  7. Белоус Н.Н., Сивухо Ю.П. Инфографика как способ визуализации в учебном процессе // Заметки ученого. 2023. № 1. С. 66–69.
  8. Симакова С.И. Инфографика – философия восприятия // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы: сб. мат-лов III конф. PMMIS (Post massmedia in the modern informational society) (Челябинск, 28–29 марта 2019 г.) / под общ. ред. М.В. Загидуллиной. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. С. 299–302.
  9. Желтухина М.Р., Донскова Л.А. Инфографика как технология визуализации образовательного контента // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76–3. С. 91–94.
  10. Пустовалова В.В. Инфографика как средство визуализации учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 222–228.
  11. Тарасенко П.Н. Использование инфографики на сайтах испанских интернет-СМИ // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 2. С. 97–99.
  12. Лебедева К.С. Использование приемов инфографики в преподавании педагогических дисциплин в вузе // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (Инсайт). 2020. № 2 (2). С. 37–43.
  13. Тимофеева Н.М. О структурировании и наглядном представлении информации в виде интеллект-карт средствами онлайн-сервисов // Системы компьютерной математики и их приложения. 2019. Вып. 20, ч. 2. С. 214–218.
  14. Ostrikova G.N., Zheltukhina M.R., Zyubina I.A., Sidorova I.G. Learning via visualization at the present stage of teaching a foreign language // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6, № S1. P. 601–607.
  15. Arslan D., Toy E. The visual problems of infographics // Global Journal on Humanities and Social Sciences. 2015. Iss. 1. P. 409–414.
  16. Герасимова А.Ю., Сафонова А.К., Иванова И.Ю. Феномен клипового мышления как результат трансформации ребёнка в цифровом обществе // Информационная культура современного детства: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.
  17. Челябинск, 31 октября – 1 ноября 2019 г.). Челябинск: Изд. центр «Титул», 2019. С. 68–71.
  18. Бидайбеков Е.Ы., Бекежанова А.А. Возможности использования инфографики в учебном процессе // Информатика в школе. 2019. № 6 (149). С. 62–64. doi: 10.32517/2221-1993-2019-18-6-62-64.
  19. Тameryan T.Y., Zheltukhina M.R., Zyubina I.A., Magomadova T.D., Antonova N.Y., Donskova L.A. Internet survey as a mobile digital technology for identifying the development of interethnic processes // Journal of Positive School Psychology. 2022. Vol. 6, № 2. P. 1984–1992.
  20. Jumashova Z.A., Kuzembekova Z.Z. Infographics as a modern method of teaching English // Tiltanym. 2023. № 1 (89). P. 133–140. doi: 10.55491/2411-6076-2023-1-133-140.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Alekseeva E.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».