Трансформация технологий и форм обучения математике иностранных студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время актуальной является проблема обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Возникает острая необходимость выбора наиболее рациональных и адекватных форм, технологий, педагогических средств и методов обучения студентов из других государств. В связи с этим важно всесторонне рассмотреть, разработать и внедрить методики преподавания, обеспечивающие деятельностное и результативное вовлечение студентов-иностранцев в образовательный процесс российского вуза. На первый план выходит проблема обеспечения преподавателем конкретной дисциплины ускоренной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде и устранения информационных, мотивационных и социокультурных преград при формировании и развитии всех необходимых компетенций. В статье акцентируется внимание на проблеме конструирования эффективной модели обучения иностранных студентов высшей математике, основанной на взаимодействии традиционных и инновационных образовательных техник и технологий. Рассматриваются конкретные возможные пути решения поставленных проблем на примере преподавания дисциплин математического цикла студентам специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики, специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва и бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Математика» и «Физика») в Самарском государственном социально-педагогическом университете.

Об авторах

Наталья Петровна Балабаева

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Email: balabaeva-n-p@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, Самара

Евгения Анатольевна Барова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Email: barova.ea@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладных математики и физики

Россия, Самара

Екатерина Александровна Энбом

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики

Россия, Самара

Ольга Александровна Янкевич

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: yankevich@sgspu.ru

старший преподаватель кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, Самара

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (уровень специалитета): приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2020 № 1458 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/76809248.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем (уровень специалитета): приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2020 № 1457 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/76808439.
  3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71897864.
  4. Лещенко Л.В., Гостевич Т.В. Об особенностях преподавания математических дисциплин иностранным студентам // Физико-математическое образование: цели, достижения и перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 20–21 октября 2022 г.) / отв. ред. А.Ф. Климович. Минск: БГПУ, 2022. С. 100–103.
  5. Лимонцева В.А., Каспрова Ю.А. Адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза: правовые, экологические и социокультурные аспекты // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2018. № 4. С. 50–59.
  6. Радачинская Ю.Н., Гольдварг Т.Б. Опыт использования метода малых групп при изучении дисциплины «Теория вероятностей» иностранными студентами // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 5–1. С. 419–425. doi: 10.34670/ar.2021.27.23.032.
  7. Пшеунова Л.И. Некоторые аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86–6. С. 90–94. doi: 10.18411/trnio-06-2022-269.
  8. Белова Т.Л. Проблема обучения математике иностранных студентов в медицинских вузах РФ // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 января 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 69–70.
  9. Львова В.Д. Особенности методики преподавания математических дисциплин иностранным студентам, обучающимся на экономическом направлении вуза // Повышение глобальной конкурентоспособности российского образования: международное научное и образовательное сотрудничество: сб. ст. региональная науч.-практ. конф. / науч. ред.: О.А. Зобнина, А.В. Петраев, Н.А. Яковлева, И.Л. Яцукова. Астрахань: Изд-во ИП Н.В. Забродина, 2021. С. 81–85.
  10. Старжинская О.Н. О наглядности при обучении математике иностранных студентов в техническом университете // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2017. № 19. С. 144–146.
  11. Евелина Л.Н., Кечина О.М. Некоторые пути преодоления трудностей в изучении математических дисциплин будущими учителями // Электронные библиотеки. 2019. Т. 22, № 5. С. 356–366. doi: 10.26907/1562-5419-2019-22-5-356-366.
  12. Рахимов Т.Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 149–153.
  13. Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2 (28). С. 62–68. doi: 10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68.
  14. Хисамутдинова Н.В. Адаптация студентов из стран азиатско-тихоокеанского региона в российских вузах (на примерах Владивостока) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3, № 3. С. 487–492.
  15. Фетисова Е.В., Рышкова А.В., Снегирева Л.В., Абакумов П.В. О проблемах при проведении дистанционных занятий по физике с иностранными студентами КГМУ // Цифровая трансформация образования: современное состояние и перспективы: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 14 декабря 2022 г.) / под ред. В.А. Липатова, Л.В. Снегиревой, А.В. Рышковой. Курск: КГМУ, 2022. С. 199–201.
  16. Балакирева Л.В. Применение дифференцированного подхода при обучении иностранных студентов русскому языку в неязыковом вузе // Культурология, искусствоведение и филология: актуальные вопросы: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2021 г.) / под ред. Э.В. Фомина. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 100–103.
  17. Исаева Т.Т., Милованович Е.В., Морозова А.В., Панкратова Т.Ф., Танченко Ю.В. Методика обучения математике иностранных студентов в российских вузах // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 33–38.
  18. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Актуальные проблемы обучения математике иностранных студентов в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 144–153. doi: 10.18384/2310-7219-2019-3-144-153.
  19. Хузиахметова Р.Н., Дегтярева О.М. Адаптированный курс обучения математике иностранных студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. https://science-education.ru/ru/ article/view?id=31391. doi: 10.17513/spno.31391.
  20. Лозинская А.М., Лапенок М.В., Рожина И.В. Методика разработки и применения электронных образовательных ресурсов для обучения на неродном языке общенаучным дисциплинам // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 96–106. DOI: 10.26170/ po18-08-14.
  21. Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Практическая направленность преподавания дисциплин математического цикла студентам инженерных направлений // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе: межвуз. сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. С.Ф. Митенева. Вып. 2. Вологда: ВоГУ, 2019. С. 77–82.
  22. Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Замара Е.В., Янкевич О.А. Использование дидактического потенциала STEM- и STEAM-технологий в решении задач цифровизации образования // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат-лы четырнадцатой междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2019. С. 19–24.
  23. Барова Е.А. Краевые задачи для уравнений смешанного типа со специальными условиями сопряжения: дис. … канд. физ.-мат. наук: 01.01.02. Самара, 2007. 121 с.
  24. Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Развитие

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Фрагмент опорного конспекта по теме «Геометрические приложения определенного интеграла»

Скачать (99KB)
3. Рисунок 2 – Пример схемы исследования дифференциального уравнения с разделенными и разделяющимися переменными

Скачать (498KB)

© Балабаева Н.П., Барова Е.А., Энбом Е.А., Янкевич О.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».