Трансформация технологий и форм обучения математике иностранных студентов
- Авторы: Балабаева Н.П.1, Барова Е.А.2, Энбом Е.А.1, Янкевич О.А.3
-
Учреждения:
- Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 208-214
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/253060
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122302
- ID: 253060
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время актуальной является проблема обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации. Возникает острая необходимость выбора наиболее рациональных и адекватных форм, технологий, педагогических средств и методов обучения студентов из других государств. В связи с этим важно всесторонне рассмотреть, разработать и внедрить методики преподавания, обеспечивающие деятельностное и результативное вовлечение студентов-иностранцев в образовательный процесс российского вуза. На первый план выходит проблема обеспечения преподавателем конкретной дисциплины ускоренной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде и устранения информационных, мотивационных и социокультурных преград при формировании и развитии всех необходимых компетенций. В статье акцентируется внимание на проблеме конструирования эффективной модели обучения иностранных студентов высшей математике, основанной на взаимодействии традиционных и инновационных образовательных техник и технологий. Рассматриваются конкретные возможные пути решения поставленных проблем на примере преподавания дисциплин математического цикла студентам специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики, специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королёва и бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили «Математика» и «Физика») в Самарском государственном социально-педагогическом университете.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Петровна Балабаева
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Email: balabaeva-n-p@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, СамараЕвгения Анатольевна Барова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: barova.ea@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладных математики и физики
Россия, СамараЕкатерина Александровна Энбом
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
Автор, ответственный за переписку.
Email: enbom@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики
Россия, СамараОльга Александровна Янкевич
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: yankevich@sgspu.ru
старший преподаватель кафедры физики, математики и методики обучения
Россия, СамараСписок литературы
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 10.05.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (уровень специалитета): приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2020 № 1458 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/76809248.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем (уровень специалитета): приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2020 № 1457 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/76808439.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): приказ Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71897864.
- Лещенко Л.В., Гостевич Т.В. Об особенностях преподавания математических дисциплин иностранным студентам // Физико-математическое образование: цели, достижения и перспективы: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 20–21 октября 2022 г.) / отв. ред. А.Ф. Климович. Минск: БГПУ, 2022. С. 100–103.
- Лимонцева В.А., Каспрова Ю.А. Адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза: правовые, экологические и социокультурные аспекты // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2018. № 4. С. 50–59.
- Радачинская Ю.Н., Гольдварг Т.Б. Опыт использования метода малых групп при изучении дисциплины «Теория вероятностей» иностранными студентами // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 5–1. С. 419–425. doi: 10.34670/ar.2021.27.23.032.
- Пшеунова Л.И. Некоторые аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86–6. С. 90–94. doi: 10.18411/trnio-06-2022-269.
- Белова Т.Л. Проблема обучения математике иностранных студентов в медицинских вузах РФ // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 января 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 69–70.
- Львова В.Д. Особенности методики преподавания математических дисциплин иностранным студентам, обучающимся на экономическом направлении вуза // Повышение глобальной конкурентоспособности российского образования: международное научное и образовательное сотрудничество: сб. ст. региональная науч.-практ. конф. / науч. ред.: О.А. Зобнина, А.В. Петраев, Н.А. Яковлева, И.Л. Яцукова. Астрахань: Изд-во ИП Н.В. Забродина, 2021. С. 81–85.
- Старжинская О.Н. О наглядности при обучении математике иностранных студентов в техническом университете // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2017. № 19. С. 144–146.
- Евелина Л.Н., Кечина О.М. Некоторые пути преодоления трудностей в изучении математических дисциплин будущими учителями // Электронные библиотеки. 2019. Т. 22, № 5. С. 356–366. doi: 10.26907/1562-5419-2019-22-5-356-366.
- Рахимов Т.Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 149–153.
- Романовская О.Е., Ильина Д.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе в контексте академической мобильности // Поволжский педагогический поиск. 2019. № 2 (28). С. 62–68. doi: 10.33065/2307-1052-2019-2-28-62-68.
- Хисамутдинова Н.В. Адаптация студентов из стран азиатско-тихоокеанского региона в российских вузах (на примерах Владивостока) // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. Т. 3, № 3. С. 487–492.
- Фетисова Е.В., Рышкова А.В., Снегирева Л.В., Абакумов П.В. О проблемах при проведении дистанционных занятий по физике с иностранными студентами КГМУ // Цифровая трансформация образования: современное состояние и перспективы: сб. науч. тр. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (Курск, 14 декабря 2022 г.) / под ред. В.А. Липатова, Л.В. Снегиревой, А.В. Рышковой. Курск: КГМУ, 2022. С. 199–201.
- Балакирева Л.В. Применение дифференцированного подхода при обучении иностранных студентов русскому языку в неязыковом вузе // Культурология, искусствоведение и филология: актуальные вопросы: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2021 г.) / под ред. Э.В. Фомина. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 100–103.
- Исаева Т.Т., Милованович Е.В., Морозова А.В., Панкратова Т.Ф., Танченко Ю.В. Методика обучения математике иностранных студентов в российских вузах // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 33–38.
- Попов Н.И., Яковлева Е.В. Актуальные проблемы обучения математике иностранных студентов в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 144–153. doi: 10.18384/2310-7219-2019-3-144-153.
- Хузиахметова Р.Н., Дегтярева О.М. Адаптированный курс обучения математике иностранных студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. https://science-education.ru/ru/ article/view?id=31391. doi: 10.17513/spno.31391.
- Лозинская А.М., Лапенок М.В., Рожина И.В. Методика разработки и применения электронных образовательных ресурсов для обучения на неродном языке общенаучным дисциплинам // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 96–106. DOI: 10.26170/ po18-08-14.
- Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Практическая направленность преподавания дисциплин математического цикла студентам инженерных направлений // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе: межвуз. сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. С.Ф. Митенева. Вып. 2. Вологда: ВоГУ, 2019. С. 77–82.
- Аниськин В.Н., Аниськин С.В., Замара Е.В., Янкевич О.А. Использование дидактического потенциала STEM- и STEAM-технологий в решении задач цифровизации образования // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат-лы четырнадцатой междунар. науч.-практ. конф. Самара: СГСПУ, 2019. С. 19–24.
- Барова Е.А. Краевые задачи для уравнений смешанного типа со специальными условиями сопряжения: дис. … канд. физ.-мат. наук: 01.01.02. Самара, 2007. 121 с.
- Энбом Е.А., Балабаева Н.П. Развитие
Дополнительные файлы
