К вопросу о содержательном наполнении понятия «профессиональная культура военных музыкантов»
- Авторы: Гребенникова В.М.1, Степенко Э.А.2,3, Никитина Н.И.4, Илларионова Л.П.3
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
- Российский государственный социальный университет
- Московский университет имени А.С. Грибоедова
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 235-240
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/253065
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122305
- ID: 253065
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторы статьи констатируют, что содержательное наполнение понятия «профессиональная культура военных музыкантов» обусловлено специфическими характеристиками его профессиональной деятельности (как в мирное, так и в военное время). В статье профессиональная культура военных музыкантов трактуется как синергетическая совокупность индивидуально-освоенных профессионально-ориентированных знаний, профессионально-прикладных умений, навыков, компетенций, способностей следовать профессионально-деонтологическим принципам для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Авторы статьи считают, что процесс формирования в вузе профессиональной культуры военного музыканта можно рассматривать как одно из основополагающих условий становления и развития личности будущего офицера как высококвалифицированного специалиста, способного выполнять свои функциональные обязанности на максимально высоком уровне. Авторы рассматривают комплекс профессионально важных качеств военного музыканта, которые отнесены в содержательную составляющую профессиональной культуры данного специалиста-военнослужащего. Среди профессионально важных качеств военного музыканта особенно выделяются: дисциплинированность (высокий уровень самодисциплины), предельная ответственность, развитая сила воли, моральную стойкость, физическую выносливость, сдержанность, коллективизм (навыки командной работы, что позволяет довести до совершенства ансамблевое исполнение военно-музыкальных, патриотических произведений), быстрота реагирования на изменение ситуации, стрессоустойчивость. Особое внимание уделено межличностным взаимоотношениям курсантов, входящих в состав военно-духового оркестра, развитию у них умений и навыков сотрудничества, командного взаимодействия как важных составляющих профессиональной культуры военных музыкантов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Вероника Михайловна Гребенникова
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru
Россия, Краснодар
Эдуард Александрович Степенко
Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; Российский государственный социальный университет
Email: stepenkoeduard8@gmail.com
преподаватель кафедры инструментов военного духового оркестра, аспирант кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков
Россия, Москва; МоскваНаталья Ивановна Никитина
Московский университет имени А.С. Грибоедова
Email: nn0803@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и педагогики
Россия, МоскваЛюдмила Петровна Илларионова
Российский государственный социальный университет
Email: ilp-dok@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков
Россия, МоскваСписок литературы
- Сидорчук В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2008. 235 с.
- Бреан А., Скейе Г.У. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / пер. с норвежского. М.: Альпина Паблишер, 2022. 295 с.
- Самонин Ф.О. Реализация педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2019. 24 с.
- Куров Н.Л. Роль духовой музыки в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи // Искусство и образование. 2009. № 5 (61). С. 143–149.
- Батищев И.В., Халилов А.М. Особенности служебной деятельности военного оркестра при выполнении специальных задач за пределами Российской Федерации // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2021. № 2 (16). С. 203–212.
- Ахметшин М.М. Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 41–43.
- Соловей А.И. Компетентностный подход в профессиональной подготовке дирижеров оркестровых коллективов // Педагогика искусства. 2020. № 4. С. 73–80. doi: 10.34897/b1838-6676-4084-i.
- Цупиков И.В. К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижеров // Армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 47–50.
- Немирский А.М. Содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 26 с.
- Джиоев С.Л. К вопросу о специфике подготовки военного дирижера [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. doi: 10.17513/spno.30608.
- Веретин С.В. Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ульяновск, 2010. 195 с.
- Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2001. 172 с.
- Военная культура: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2020. 384 с.
- Солоницын Д.А. Развитие педагогической культуры офицера в процессе военной службы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2015. 235 с.
- Герасимов А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 159 с.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М.: Воениздат, 1985. 159 с.
- Волошина Т.А. Профессионально-педагогическая подготовка дирижера оркестрового коллектива // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25). С. 21–25.
- Ковальский В.Б. Формирование основ профессионального мастерства обучающихся военно-музыкальных учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2019. 24 с.
- Герасимова Т.Н. Сообщество военных музыкантов и их профессиональная субкультура // Мир образования – образование в мире. 2011. № 4 (44). С. 15–20.
- Гребенников О.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Управление педагогическими системами: учеб. пособие. Краснодар, 2014. 246 с.
- Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2021. 194 с.
- Сучков А.В. Нравственные качества курсанта ввуза современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2008. 190 с.
- Хробостов Д.В. Формирование духовно-нравственных качеств военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей средствами искусства. М.: Центральный Дом Российской Армии, 2017. 198 с.
- Виноградова Е.С. Комплекс профессионально-личностных качеств музыканта как определяющий фактор образования исполнительской школы // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (12–13 мая 2017 г.) и всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках III всерос. конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 77–82.
- Логинов И.П. Рефлексивная культура военного руководителя. М.: Воен. ун-т, 2001. 88 с.
- Архипова Т.Н. Формирование культуры деловой речи у курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2022. 224 с.
- Шибаев А.А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2007. 159 с.
- Масный В.В. Формирование и развитие культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2019. 276 с.
- Фадюшина Н.А. О влиянии деонтологической подготовки на выполнение военнослужащими профессионального долга // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. Вып. 6 (19). https://naukovedenie.ru/PDF/173PVN613.pdf.
- Итляшев Х.В. Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 12. С. 212–218.
- Караваев В.А. Педагогические условия деонтологической подготовки студентов, обучающихся на военной кафедре в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ижевск, 2011. 150 с.
Дополнительные файлы
