К вопросу о содержательном наполнении понятия «профессиональная культура военных музыкантов»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы статьи констатируют, что содержательное наполнение понятия «профессиональная культура военных музыкантов» обусловлено специфическими характеристиками его профессиональной деятельности (как в мирное, так и в военное время). В статье профессиональная культура военных музыкантов трактуется как синергетическая совокупность индивидуально-освоенных профессионально-ориентированных знаний, профессионально-прикладных умений, навыков, компетенций, способностей следовать профессионально-деонтологическим принципам для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Авторы статьи считают, что процесс формирования в вузе профессиональной культуры военного музыканта можно рассматривать как одно из основополагающих условий становления и развития личности будущего офицера как высококвалифицированного специалиста, способного выполнять свои функциональные обязанности на максимально высоком уровне. Авторы рассматривают комплекс профессионально важных качеств военного музыканта, которые отнесены в содержательную составляющую профессиональной культуры данного специалиста-военнослужащего. Среди профессионально важных качеств военного музыканта особенно выделяются: дисциплинированность (высокий уровень самодисциплины), предельная ответственность, развитая сила воли, моральную стойкость, физическую выносливость, сдержанность, коллективизм (навыки командной работы, что позволяет довести до совершенства ансамблевое исполнение военно-музыкальных, патриотических произведений), быстрота реагирования на изменение ситуации, стрессоустойчивость. Особое внимание уделено межличностным взаимоотношениям курсантов, входящих в состав военно-духового оркестра, развитию у них умений и навыков сотрудничества, командного взаимодействия как важных составляющих профессиональной культуры военных музыкантов.

Об авторах

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vmgrebennikova@mail.ru
Россия, Краснодар

Эдуард Александрович Степенко

Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; Российский государственный социальный университет

Email: stepenkoeduard8@gmail.com

преподаватель кафедры инструментов военного духового оркестра, аспирант кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

Россия, Москва; Москва

Наталья Ивановна Никитина

Московский университет имени А.С. Грибоедова

Email: nn0803@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии и педагогики

Россия, Москва

Людмила Петровна Илларионова

Российский государственный социальный университет

Email: ilp-dok@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

Россия, Москва

Список литературы

  1. Сидорчук В.А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2008. 235 с.
  2. Бреан А., Скейе Г.У. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / пер. с норвежского. М.: Альпина Паблишер, 2022. 295 с.
  3. Самонин Ф.О. Реализация педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2019. 24 с.
  4. Куров Н.Л. Роль духовой музыки в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании молодежи // Искусство и образование. 2009. № 5 (61). С. 143–149.
  5. Батищев И.В., Халилов А.М. Особенности служебной деятельности военного оркестра при выполнении специальных задач за пределами Российской Федерации // Научно-методический бюллетень Военного университета МО РФ. 2021. № 2 (16). С. 203–212.
  6. Ахметшин М.М. Педагогическая характеристика процесса формирования у курсантов профессиональной компетентности военных дирижёров // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 41–43.
  7. Соловей А.И. Компетентностный подход в профессиональной подготовке дирижеров оркестровых коллективов // Педагогика искусства. 2020. № 4. С. 73–80. doi: 10.34897/b1838-6676-4084-i.
  8. Цупиков И.В. К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижеров // Армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 47–50.
  9. Немирский А.М. Содержание и методика преподавания отечественной военно-музыкальной культуры в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2011. 26 с.
  10. Джиоев С.Л. К вопросу о специфике подготовки военного дирижера [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. doi: 10.17513/spno.30608.
  11. Веретин С.В. Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ульяновск, 2010. 195 с.
  12. Черницкий О.А. Профессиональная культура российского офицера: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2001. 172 с.
  13. Военная культура: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет, 2020. 384 с.
  14. Солоницын Д.А. Развитие педагогической культуры офицера в процессе военной службы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2015. 235 с.
  15. Герасимов А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 159 с.
  16. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М.: Воениздат, 1985. 159 с.
  17. Волошина Т.А. Профессионально-педагогическая подготовка дирижера оркестрового коллектива // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25). С. 21–25.
  18. Ковальский В.Б. Формирование основ профессионального мастерства обучающихся военно-музыкальных учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2019. 24 с.
  19. Герасимова Т.Н. Сообщество военных музыкантов и их профессиональная субкультура // Мир образования – образование в мире. 2011. № 4 (44). С. 15–20.
  20. Гребенников О.В., Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Управление педагогическими системами: учеб. пособие. Краснодар, 2014. 246 с.
  21. Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Перспектива, 2021. 194 с.
  22. Сучков А.В. Нравственные качества курсанта ввуза современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития (социально-философский анализ): дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2008. 190 с.
  23. Хробостов Д.В. Формирование духовно-нравственных качеств военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей средствами искусства. М.: Центральный Дом Российской Армии, 2017. 198 с.
  24. Виноградова Е.С. Комплекс профессионально-личностных качеств музыканта как определяющий фактор образования исполнительской школы // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сб. ст. по мат-лам междунар. науч.-практ. конф. (12–13 мая 2017 г.) и всерос. науч.-практ. конф., проводимой в рамках III всерос. конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 77–82.
  25. Логинов И.П. Рефлексивная культура военного руководителя. М.: Воен. ун-т, 2001. 88 с.
  26. Архипова Т.Н. Формирование культуры деловой речи у курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2022. 224 с.
  27. Шибаев А.А. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2007. 159 с.
  28. Масный В.В. Формирование и развитие культуры общения офицеров подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2019. 276 с.
  29. Фадюшина Н.А. О влиянии деонтологической подготовки на выполнение военнослужащими профессионального долга // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. Вып. 6 (19). https://naukovedenie.ru/PDF/173PVN613.pdf.
  30. Итляшев Х.В. Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 12. С. 212–218.
  31. Караваев В.А. Педагогические условия деонтологической подготовки студентов, обучающихся на военной кафедре в техническом вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ижевск, 2011. 150 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гребенникова В.М., Степенко Э.А., Никитина Н.И., Илларионова Л.П., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».