Контекстный подход к формированию этической ответственности курсантов ведомственного вуза ФСИН России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуализируется значение личности сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС) в исправлении человека, отбывающего наказание за противоправные действия. Обосновывается роль этической ответственности сотрудника УИС во включении в систему отношений, где нравственные требования-образцы преобладают над требованиями-запретами. Предлагается трактовка понятия «этическая ответственность курсанта ведомственного вуза ФСИН России». Доказывается необходимость использования научного подхода как многоуровневого инструментария формирования этической ответственности курсантов. Обосновывается возможность использования в образовательном процессе ведомственного вуза в качестве научного подхода к формированию этической ответственности курсантов контекстного подхода. Раскрываются теоретические аспекты контекстного образования, послужившего источником контекстного подхода к решению многообразных задач в сфере профессионального образования. Аргументируется, что в рамках проблемы формирования этической ответственности курсантов необходимо обращение к этическому контексту профессиональной деятельности сотрудника УИС, как системе внутренних и внешних условий действий и поступков сотрудника в конкретной ситуации, возникающей в служебной деятельности, определяемой (системе) этическими нормами, регулирующими служебную деятельность сотрудника УИС. Обосновывается назначение контекстного подхода к формированию этической ответственности курсантов, заключающееся в том, что контекстный подход в условиях образовательного процесса ведомственного вуза ФСИН России обеспечивает создание этического контекста профессиональной деятельности сотрудника УИС.

Об авторах

Рустам Булатович Жалмурзин

Самарский юридический институт ФСИН России

Автор, ответственный за переписку.
Email: rustam.zhalmurzin@mail.ru

преподаватель кафедры режима и охраны в уголовно-исполнительной системе

Россия, Самара

Список литературы

  1. Миронова О.М. Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях // Бизнес в законе. 2011. № 6. С. 82–84.
  2. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1974. 318 с.
  3. Кудаков О.Р. «Подход» и «подходность» в современных педагогических исследованиях // Казанский педагогический журнал. 2013. № 2 (97). С. 32–49.
  4. Рубан А.В. Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 44–46.
  5. Шадрин А.С., Туркин Е.В. Принципы и подходы формирования профессионально-деловых качеств офицера у курсанта в процессе обучения в военном институте // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 53–57.
  6. Плаксин А.А. Ценностно-смысловой подход в воспитании профессиональной готовности сотрудников органов внутренних дел к реализации основных принципов деятельности полицейского // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 2 (50). С. 217–221.
  7. Гущина Т.Н. О базовых основаниях формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов: сравнительный анализ методологических подходов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 4 (40). С. 91–94.
  8. Вдовин С.А. Научные подходы к формированию готовности будущего сотрудника УИС к гуманистическому взаимодействию с людьми // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей / отв. ред. О.К. Позднякова. Т. 7. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2019. С. 42–46.
  9. Козлов А.И. Контекстный подход к формированию готовности выпускников юридических вузов к реализации норм профессиональной морали // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. О.К. Поздняковой. Т. 4. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ, 2016. С. 116–120.
  10. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С. 8–13.
  11. Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 57–67.
  12. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
  13. Вербицкий А.А. Педагогическая технология в контекстном обучении // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2009. № 3. С. 48–54.
  14. Вербицкий А.А. Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения // Педагогика и психология образования. 2010. № 2. С. 51–56.
  15. Вербицкий А.А. Единство обучения и воспитания в контекстном образовании // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: мат-лы междунар. конф. (г. Москва, 13–15 декабря 2019 г.) / отв. ред. Е.Ю. Бекасова. М.: МПГУ, 2020. С. 11–16.
  16. Вербицкий А.А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2–8.
  17. Козлов А.И. Моральный фактор как причина процесса «очеловечивания негуманного человека» в моральной деятельности юриста // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15, № 2. С. 52–56.
  18. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 52–60.
  19. Вербицкий А.А., Шогина Г.И. Ответственность как ключевая общекультурная компетенция взрослого // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. № 1–2. С. 75–87. doi: 10.26653/2076-4685-2020-1-2-07.
  20. Левченко А.А., Малетин С.В., Морозов В.А. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 152–154. doi: 10.24411/1991-5497-2020-00911.
  21. Улитко С.А. Контекстный подход в воспитании и развитии ценностных ориентаций курсантов-пограничников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. № 12. С. 81–87.
  22. Малаев М.А. Контекстный подход в формировании профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел // Kant. 2023. № 1 (46). С. 291–296.
  23. Губченко Е.С. Формирование профессиональной позиции будущих сотрудников органов внутренних дел на основе контекстного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79–1. С. 151–153.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жалмурзин Р.Б., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».