Роль юмора в формировании позитивного отношения к образовательной среде и преподавателю в техническом вузе
- Авторы: Котляренко Ю.Ю.1, Одарюк И.В.1
-
Учреждения:
- Ростовский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: Том 12, № 2 (2023)
- Страницы: 271-276
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/253080
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023122312
- ID: 253080
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследуются возможности юмора как одного из педагогических приемов, формирующих положительное отношение студентов к работающим с ними преподавателям и способствующих таким образом реализации успешной учебной деятельности. Проведено эмпирическое исследование, заключающееся в изучении восприятия обучающимися своих наставников в зависимости от их речевого поведения, включающего использование юмористических приемов. Результаты показали, что преподаватели, умело оперирующие юмористическим дискурсом в учебном процессе и во внеаудиторной коммуникации, вызывают положительное отношение у обучающихся к себе и, соответственно, к преподаваемой дисциплине. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается эффективность деятельности преподавателя технического вуза в зависимости от владения им юмористическими навыками. Участниками проведенного анкетирования по данной тематике впервые стали студенты инженерных специальностей. Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов исследования в учебной деятельности с целью создания позитивной образовательной среды, мотивации обучающихся эмоционально представленным материалом для облегчения его понимания и запоминания. Методы исследования: описание, анализ, систематизация, обобщение теоретического материала, эксперимент по изучению отношения обучающихся к обучаемым, применяющим в преподавательской деятельности юмор как педагогический прием. Полученные Выводы представляются значимыми для учителей школ и преподавателей вузов, исследователей, занимающихся поиском инновационных инструментов в обучении.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Юлия Юрьевна Котляренко
Ростовский государственный университет путей сообщения
Email: kotlakot@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, Ростов-на-ДонуИрина Васильевна Одарюк
Ростовский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: odar-irina@yandex.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, Ростов-на-ДонуСписок литературы
- Малкова Т.А., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Влияние юмора на продуктивность и эмоциональную привлекательность преподавателя (по материалам зарубежных исследований) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 8 (210). С. 216–220. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p216-220.
- Головин Г.В. Юмор как средство создания благоприятного психологического климата на уроке иностранного языка // Совершенствование качества образования: мат-лы XIII (XXIX) всерос. науч.-метод. конф. Ч. 2. Братск: Братский государственный университет, 2016. С. 129–134.
- Малкова Т.А., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Роль юмора как педагогической технологии в повышении эффективности образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 75, ч. 2. С. 213–216.
- Гельман В.Я. Использование юмора в процессе обучения // Современное образование. 2021. № 4. С. 38–46. doi: 10.25136/2409-8736.2021.4.36803.
- Huss J., Eastep Sh. The attitudes of university faculty toward humor as a pedagogical tool: can we take a joke? // Journal of Inquiry & Action in Education. 2016. № 8 (1). P. 39–65.
- Малкова Т.А., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А. Некоторые особенности использования юмористического дискурса в обучении в контексте возможного негативного влияния на восприятие студентами преподавателя и учебной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Вып. 76, ч. 3. С. 176–179.
- Richmond A., Berglund M., Epelbaum V.B., Klein E.M. a + (b₁) professor–student rapport + (b₂) humor + (b₃) student engagement = (Ŷ) student ratings of instructors // Teaching of Psychology. 2015. Vol. 42, iss. 2. P. 119–125. doi: 10.1177/0098628315569924.
- Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: монография / под ред. проф. Т.Е. Исаевой. Ростов-на-Дону, 2016. 244 с.
- Одарюк И.В. Актуальность использования и анализ инновационных технологий при обучении иностранному языку в современных условиях // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (43). С. 116–121.
- Бариева А.А. Студент XXI века: реалии современной российской действительности // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 6 (47). С. 4–8. doi: 10.24153/2079-5912-2020-11-6-4-8.
- Черкасова М.Н., Тактарова А.В. Деструктивная поведенческая модель поколения Z: лингвопрагматический анализ медиа-текстов // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 91, № 2. С. 97–103.
- Симонова О.Б., Котляренко Ю.Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 1. https://mir-nauki.com/11pdmn121.html.
- Бондина О.Н. Подходы к моделированию образовательной среды при обучении иностранному языку // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2020. № 3 (40). С. 78–82.
- Кирюхина Н.В., Плеханова Н.А. Дидактический потенциал научного юмора в обучении физике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–1. С. 147–151.
- Браженская Н.Е. Юмор как инструмент повышения эффективности образовательного процесса // Педагогический журнал. 2016. Т. 6, № 5А. С. 5–12.
- Губанов Н.Н., Рокотянская Л.О., Губанов Н.И., Мальцева О.Н. Перспективы использования юмора в контексте современных педагогических тенденций [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2019. Вып. 4 (78). doi: 10.18698/2306-8477-2019-4-619.
- Абдуллина Р.Г. Значение использования юмора на занятиях по обучению английскому языку // Организация учебной и воспитательной работы в вузе. Вып. 11. М.: РГУП, 2021. С. 131–138.
- Segrist D.J., Hupp S.D.A. This class is a joke! Humor as a pedagogical tool in the teaching of psychology [Internet] // https://teachpsych.org/Resources/Documents/otrp/ resources/segrist15.pdf.
- Лёшманн М. Юмор как неотъемлемая часть обучения немецкому языку как иностранному // Юмор и сатира в координатах XXI века: сб. науч. ст. по мат-лам I междунар. науч.-практ. конф. Варна, 2015. С. 68–72.
- Банис М.А. Роль юмора в обучении РКИ // Диалог культур – диалог о мире и во имя мира: мат-лы XI междунар. студ. науч.-практ. конф. (г. Комсомольск-на-Амуре, 23 апреля 2020 г.). Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2020. С. 34–40.
- Иванова Т.В. Социально-педагогические возможности юмора // Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 65–69.
- Тулина Е.Г. Психолого-педагогические основы юмора как средства обучения и воспитания: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Пятигорск, 1999. 150 с.
- Коновалова С.В., Алексеенко Л.А. Юмористические аспекты в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1 (106). С. 82–85.
- Сергеева О.А. Подготовка будущих учителей к использованию юмора в педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ярославль, 1999. 19 с.
- Сосунова Ю.В. Развитие чувства юмора у педагогов в целях повышения эффективности процесса обучения // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: мат-лы IV междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. М.: РУДН, 2011. С. 78–82.
Дополнительные файлы
