Конкурс учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности как средство развития познавательного интереса студентов педагогического вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Развитие интереса студентов гуманитарных профилей подготовки к получению естественнонаучных знаний является актуальной проблемой современной высшей педагогической школы. Постоянно идет поиск и апробация приемов, способов и методов решения данной проблемы. В статье рассматривается конкурс учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности в качестве средства развития познавательного интереса студентов. Авторы поделились своим опытом организации и проведения такого конкурса в педагогическом университете, а также выявленными результатами его влияния на отношение будущих учителей к получению научных знаний об окружающем мире. Представлены примеры тем учебно-исследовательских проектов естественнонаучной направленности, выполненных студентами, обучающимся по гуманитарным профилям подготовки, а также перечень вопросов, которые были заданы обучающимся с целью выявления характера их отношения к изучению наук о природе. Проведенное исследование подтвердило положительную роль конкурса учебно-исследовательских проектов в решении проблемы развития познавательного интереса студентов педагогического вуза. Представленные материалы могут служить основой для дальнейших исследований в сфере методики преподавания различных вузовских дисциплин и организации самостоятельной работы студентов в высшей школе.

Об авторах

Екатерина Дмитриевна Макеева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: makeeva.ed@mail.ru

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры физики, математики и методики обучения

Россия, Самара

Денис Константинович Макеев

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: denis.makeev.97@mail.ru

аспирант кафедры педагогики и психологии

Россия, Самара

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. 134 с.
  2. Бондаревский В.Б. Познавательный интерес личности // Народное образование. 1996. № 1. С. 26–28.
  3. Леонтьев А.Н. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992. 216 с.
  4. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. М.: МГУ, 1962. 267 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 473 с.
  6. Сухомлинский В.А. Избранные произведения / под ред. В.В. Рубана. Киев: Рад. школа, 1974. 288 с.
  7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  8. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  9. Глотова А.С. Методы активного обучения как средство развития познавательного интереса студентов вузов // Аллея науки. 2018. Т. 4, № 5 (21). С. 839–843.
  10. Герасимова М.А. Развитие познавательного интереса студентов в процессе становления их профессионально-педагогической культуры // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2008. № 6 (54). С. 25–31.
  11. Дробышева И.В., Дробышев Ю.А. Учебно-исследовательские проекты как средство повышения мотивации студентов к изучению математики // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: мат-лы XV междунар. науч.‐практ. конф. (Пенза, 17–18 апреля 2019 г.) / под общ. ред. М.А. Родионова. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 77–80.
  12. Иляшенко Л.К. Учебно-исследовательский проект как средство формирования практических умений студентов // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сб. ст. по мат-лам V всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 20 ноября 2018 г.). Нижний Новгород: Изд-во НГПУ им. К. Минина, 2018. С. 124–127.
  13. Киселева И.А. Развитие познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2011. 208 с.
  14. Котова Л.Б. Проблемы развития познавательного интереса у студентов // Социальная политика и социология. 2010. № 10 (64). С. 262–269.
  15. Любимова Г.А. Развитие познавательного интереса студентов в условиях опытно-поисковой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 23 с.
  16. Пахомовская К.С. Роль современных педагогических технологий в развитии познавательных интересов студентов // Студенческий вестник. 2022. № 19–2 (211). С. 57–58.
  17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 368 с.
  18. Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение – инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации: сб. мат-лов VI междунар. молодежной науч. конф., посв. 70-летию основания Физико-технологического института УрФУ (Екатеринбург, 20–24 мая 2019 г.). Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. С. 349–358.
  19. Макеева Е.Д. Использование образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Естественнонаучная картина мира» // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 21–25.
  20. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Добудько Т.В., Кечина О.М., Подлесова С.Е. Влияние конкурсной творческой состязательности на повышение качества профессиональной подготовки студентов вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12, № 1 (42). С. 7–11.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Результаты оценки первоначального уровня развития познавательного интереса студентов

Скачать (32KB)
3. Рисунок 2 – Результаты повторного опроса студентов в контрольной и экспериментальной группах

Скачать (44KB)

© Макеева Е.Д., Макеев Д.К., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».