Приобщение учащихся-подростков детской школы искусств к самовоспитанию

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе анализа психолого-педагогической литературы обоснована актуальность исследования проблемы приобщения учащихся-подростков отделения изобразительного искусства детской школы искусств (ДШИ) к самовоспитанию. В статье представлены теоретико-методологические основания исследования; результаты анализа научных работ, раскрывающих понятие «самовоспитание», сущность изучаемого явления и освещающих опыт организации самовоспитания учащихся; охарактеризованы возрастные особенности современных подростков и выделенные авторами типы увлечений подростков – учащихся ДШИ (интеллектуально-эстетические, эгоцентрические; увлечения телесно-мануального типа, информативно-коммуникативные) как предпосылки их самовоспитания. Авторами конкретизировано научное содержание понятия «приобщение подростков к самовоспитанию», трактующееся в работе как включение обучающегося в осознанную деятельность, направленную на самопознание, самоизменение, связанное с развитием собственных сил и способностей в соответствии с убеждениями и самостоятельно поставленными целями на пользу себе, обществу и государству; представлены результаты проведенного авторами эмпирического исследования процесса приобщения подростков – учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ к самовоспитанию в ходе изучения дисциплины «Композиция», охарактеризованы методы такого исследования. В соответствии с целью исследования обоснована и экспериментально проверена структура деятельности педагога по приобщению подростков к самовоспитанию (на примере реализации программы дисциплины «Композиция») как процесс решения педагогических задач, включающий подготовительный этап, который предполагает выдвижение цели, первоначальную диагностику, прогнозирование результатов деятельности, разработку содержания программы по приобщению обучающихся к самовоспитанию; основной или конструктивно-преобразующий этап, включающий реализацию программы в процессе педагогического взаимодействия, промежуточный контроль результатов работы с воспитанниками, организацию рефлексии обучающихся; и контрольно-оценочный этап, содержание которого включает итоговый контроль проведенной работы, оценку и анализ результативности педагогического взаимодействия, корректирование деятельности педагога; выявлены и апробированы технологии и методы обучения (информационно-коммуникационные технологии, модель обучения «перевернутый класс» и арт-педагогические методы), оказывающие наибольшее влияние на изменения в понимании подростками значения самовоспитания и знаний о нем; на адекватность самооценки художественно-творческих умений учащихся; на развитие стремления подростков к самовоспитанию.

Об авторах

Антонина Ивановна Смоляр

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: smol_53@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой музыкального образования

Россия, Самара

Арина Андреевна Еремина

Детская школа искусств № 11 г.о. Самара

Email: eremina.arina@sgspu.ru

педагог дополнительного образования

Россия, Самара

Список литературы

  1. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/71057260.
  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов-на-Дону: РГПИ, 1993. 32 с.
  3. Щуркова Н.Е. Система достойного воспитания. Методическое пособие педагога–практика. М.: Изд-во АСТ, 2020. 256 с.
  4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. 334 с.
  5. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. 140 с.
  6. Кочетов А.И. Самовоспитание подростка: монография. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1967. 168 с.
  7. Ковалев А.Г., Бодалев А.А. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1958. 90 с.
  8. Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 156–159.
  9. Осипов П.Н. Единство воспитания и самовоспитания – основа подготовки специалиста // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 2. С. 117–123.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Флинта, 2004. 670 с.
  11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  12. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984. 285 с.
  13. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. 160 с.
  14. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
  15. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: URSS, 2018. 320 с.
  16. Иващенко А.В. Самовоспитание личности: механизмы и функции его осуществления // Акмеология. 2004. № 1. С. 51–54.
  17. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 70–72.
  18. Куликова Л.Н. Педагогические основы самовоспитания ученического коллектива старшеклассников: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1990. 38 с.
  19. Смоляр А.И. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству самовоспитанием школьников: дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 233 с.
  20. Илюхина М.О. Формирование готовности будущего учителя к организации нравственного самовоспитания школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Самара, 2015. 23 с.
  21. Фандина Н.А. Подготовка студентов к организации процесса самовоспитания младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2003. 18 с.
  22. Сайгушев Н.Я., Веденеева О.А. Психолого-педагогическая программа самовоспитания в подростковом и раннем юном возрасте [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 5. https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN519.pdf.
  23. Приобщить // Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. С. 985.
  24. Приобщить // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ООО «А Темп», 2006. С. 596.
  25. Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России // Новое время – Новая дидактика: педагогические идеи Л.В. Занкова и школьная практика: сб. М.; Самара: Корпорация Федоров, 2001. С. 5–24.
  26. Педагогическое наследие В.А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития / отв. ред. Л.С. Подымова, Н.А. Подымов. М.: МПГУ, 2020. 290 с.
  27. Бурова Н.В. Категория «приобщение» в гуманитарно-целостных исследованиях // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 3 (17). С. 82–88.
  28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 608 с.
  29. Сергоманов П.А., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Российские подростки эпохи позднего СССР и современного российского общества // Вопросы психологии. 2020. Т. 66, № 4. С. 40–53.
  30. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  31. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1983. 255 с.
  32. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: КомКнига, 2005. 240 с.
  33. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  34. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве: монография. М.: Мир науки, 2019. 100 с.
  35. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56–67.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Смоляр А.И., Еремина А.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».