Педагогическая система формирования у студентов - будущих офицеров резерва Вооруженных сил РФ военно-профессиональных компетенций
- Авторы: Антонов Г.М.1, Афанасьев А.К.1, Михелькевич В.Н.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 234-238
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/25377
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871301
- ID: 25377
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены теоретико-методологические основы построения и практической реализации педагогической системы формирования у студентов - будущих офицеров резерва Вооруженных сил РФ военно-профессиональных компетенций. Обосновывается актуальность, социально-экономическая целесообразность и специфика подготовки офицеров мобилизационного резерва для Вооруженных сил РФ в гражданских технических университетах. Дано теоретическое и экспериментально подтвержденное обоснование содержания и структуры совокупности военно-профессиональных компетенций будущего офицера резерва, подготовленного для воинских частей и подразделений по ремонту военной автомобильной техники. Приведена обобщенная алгоритмическая модель педагогической системы формирования у студентов - будущих офицеров резерва военно-профессиональных компетенций, в структуре которой содержится десять функциональных, взаимосвязанных и последовательно реализуемых блоков. Рассматривается функциональное предназначение и сущностное содержание каждого из блоков модели системы. Особое внимание уделено рассмотрению модульной технологии формирования у студентов военно-профессиональных компетенций, принципам ее организации, способам и приемам ее практической реализации. Приводятся данные проведенного формирующего педагогического эксперимента по выявлению у студентов экспериментальной и контрольной групп уровней сформированности военно-профессиональных компетенций и их когнитивных, операциональных и деятельностных компонент, подтверждающие целесообразность и высокую эффективность рассматриваемой в статье педагогической системы.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Геннадий Михайлович Антонов
Самарский государственный технический университет
Email: antgm@mail.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель военной кафедры
Россия, СамараАндрей Константинович Афанасьев
Самарский государственный технический университет
Email: aak36@mail.ru
кандидат педагогических наук, профессор военной кафедры
Россия, СамараВалентин Николаевич Михелькевич
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: j918@yandex.ru
доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики
Россия, СамараСписок литературы
- Постановление Правительства Российской Федерации № 768 от 12 октября 2000 года «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ 2000 г. № 43, ст. 4238.
- Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 10 июля 2009 г. № 666/249 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44, 02.11.2009.
- Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 5-10.
- Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград, 2013. С. 12-18.
- Ильмушкин Г.М. Моделирование процесса формирования исследовательских компетенций студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 84-92.
- Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарский юридический институт ФСИН, 2014. С. 68-74.
- Кислякова О.П. Способы оценивания компетентностной технологии обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 76-86.
- Севостьянов С.И., Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Потапов А.И. Восстановление военной автомобильной техники: учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 240 с.
- Шадрин В.А. Особенности профессиональной подготовки будущих офицеров в военном институте // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. научно-практической конференции с международным участием. Самара: СЮИ ФСИН, 2014. С. 315-319.
- Афанасьев А.К., Михелькевич В.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке офицеров запаса автомобильных войск // Наука и образование - 2008: сб. докл. междунар. науч.-техн. конф. Мурманск: ММБИ, 2008. С. 950-953.
- Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход к системе высшего профессионального образования. Основы структурализации и метапознания. Минск: РИВШ, 2008. 84 с.
- Матушкин Н.Н., Столбова Н.Д. Структурная модель образовательной программы при модульно-компетентностном подходе // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сборник докладов междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. С. 30-36.
- Овчинникова Л.Д. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заочников: монография. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2012. 191 с.
- Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. Самара: ПГСГА, 2013. С. 13-18.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авт., под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
- Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15, № 2-4. С. 865-869.
- Кальней В.А., Матвеева С.В. Проблема комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях компетентностного подхода // Вестник РМАТ. 2011, № 3 (3). С. 120-124.
- Дульзон А.А., Васильева О.М. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 5 (14). С. 61-72.
- Антонов Г.М., Афанасьев А.К. Использование компетентностно-модульной технологии подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов // Современные проблемы подготовки специалистов атомной отрасли: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград: Димитровградский инженерно-технологический институт, 2015. С. 20-25.
- Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учебный модуль-конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2011. № 1 (15). С. 83-88.
Дополнительные файлы
