Текстуально-диалогический подход к формированию готовности курсантов - будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к гуманистическому взаимодействию с человеком
- Авторы: Вдовин С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
- Выпуск: Том 7, № 1 (2018)
- Страницы: 243-248
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/25379
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv201871303
- ID: 25379
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме подготовки будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы, способного выстраивать отношения с окружающими людьми, в том числе и с людьми, преступившими закон и отбывающими наказание, на гуманистических основаниях. Актуальность гуманистического взаимодействия в условиях уголовно-исполнительной системы аргументируется с позиции идеи: «человек по своей природе, т.е. изначально, сущностно - добр». Предлагается определение гуманистического взаимодействия курсанта - будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы с человеком как особого типа отношений, фиксирующих понимание ценностей и поступков другого человека; актуализирующих нравственные, гуманистические ценности; рефлексирующих содержание собственных действий и поступков по отношению к другому; отражающих восприятие душевного мира другого человека. Текстуально-диалогический подход в образовании представляется как стратегия обучения, как образовательная технология, как собственно научный подход. Содержание текстуально-диалогического подхода к формированию готовности курсантов - будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к гуманистическому взаимодействию с человеком раскрывается через содержание понятий «текст» и «диалог». Обосновывается, что тексты, предъявляемые курсантам, в процессе формирования у них готовности, должны, во-первых, содержать такое знание, которое, выступая в значении гуманистических ценностей, позволяет курсантам осуществлять взаимодействие с другими людьми по критерию данных ценностей; во-вторых, отвечать критериям значимости, доступности и убедительности. Показывается, что в условиях диалога курсантами обретается личностный опыт гуманистического взаимодействия с другими людьми, позволяющий выбирать гуманистически ориентированный смысл диалогического взаимодействия с другим, находить адекватные для данной ситуации способов взаимодействия с другим человеком, осуществлять рефлексию своего отношения к другому.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Александрович Вдовин
Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний
Автор, ответственный за переписку.
Email: s.a.vdovin-sui@yandex.ru
кандидат педагогических наук, начальник юридического факультета
Россия, СамараСписок литературы
- Балашов Л.Е. Этика: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2004. 176 с.
- Бездухов А.В. Сущность нравственно-педагогического взаимодействия учителя и учащихся // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 124-129.
- Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
- Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. 228 с.
- Коротаева Е.В. Основы педагогических взаимодействий. Екатеринбург: УрГПУ, 2000. 143 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. 84 с.
- Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: Логос, 2004. 272 с.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М.: Клуб «Реалисты», 1997. 336 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
- Яковлева Н.Н. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов в процессе адаптации студентов // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 137-140.
- Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 256 с.
- Бачурина С.О. Подготовка педагогов в условиях повышения квалификации к реализации текстуально-диалогической образовательной технологии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (60). С. 25-28.
- Авдеева М.А. Текстуально-диалогический подход к формированию готовности школьников к аксиологическому общению в школе // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 1 (10). С. 33-37.
- Ненашева О.В. Текстуально-диалогический подход к формированию морального мышления студента - будущего учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1-4. С. 845-849.
- Ибатова А.З., Вдовиченко Л.В. Реализация текстуально-диалогического подхода в обучении иностранному языку в вузе // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 22-24.
- Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 67-173.
- Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГПУ, 2002. С. 274-329.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 240 с.
- Петренко М.А. Генезис диалогического подхода в науке и образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 81. С. 242-251.
- Белова С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. М.: АПКиППРО, 2006. 380 с.
- Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2002. 228 с.
Дополнительные файлы
