Состояние проблемы развития учащихся в теории и практике отечественной школы до 1917 года (на примере естествознания)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимосвязи обучения, воспитания и развития учащихся в процессе изучения естественных наук, всегда интересовавшая педагогов и методистов. Особенно актуальна эта проблема сейчас в связи с дальнейшим внедрением ФГОС среднего общего образования, нацеливающего школу на создание условий для развития и самореализации обучающихся. Более подробно в статье рассматривается трактовка взаимосвязи обучения, воспитания и развития в образовательном процессе в отечественной педагогике в период до 1917 года. Отмечается, что педагоги России и Европы к идее взаимосвязи воспитания и развития в ходе обучения детей пришли примерно в одно и то же время. На протяжении всего исторического периода наблюдалась борьба между сторонниками нового образования, выступающими за сближение с передовой российской и западноевропейской наукой, и русским духовенством, проповедовавшим церковные догмы, и их противниками, отрицающими всякое развитие вообще. Достаточно долго нерешенными проблемами были отсутствие общепринятых программ для всех учебных заведений и согласованных сроков обучения. Принципиальные изменения в системе отечественного образования связаны с научной и педагогической деятельностью М.В. Ломоносова и его последователей. Подчеркивается важность появившейся в трудах педагогов в середине XIX века идеи о целесообразности учета возрастных и индивидуальных склонностей детей и разработке новой методики, построенной на активности и самостоятельности детей, которая позволила перейти к индуктивному пути обучения. Процесс изучение естествознания еще с XIX рассматривается как реальное и эффективное средство развития органов чувств, логического мышления и наблюдательности. Также дается объяснение необходимости сочетания индуктивного и дедуктивного метода обучения и обосновывается необходимость использования натуральных объектов, опытов и наблюдений в природе для развития учащихся.

Об авторах

Елена Анатольевна Ламехова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: dobry_bobr@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии

Россия, Челябинск

Список литературы

  1. Ламехова Е.А. К возможности реализации развивающей функции обучения в преподавании биологии // Сборник научных статей аспирантов Челябинского государственного педагогического университета / под ред. проф. В.Я. Рушанина. Челябинск: ЧГПУ, 1997. С. 36-38.
  2. Ламехова Е.А. О реализации развивающей функции обучения в преподавании ботаники в средней школе // Развивающее образование: современные проблемы: сборник трудов российской конф. (30-31 октября 1997 г.). Челябинск / под ред. проф. Н.Н. Тулькибаевой. Челябинск: ООО «Факел», 1997. С. 77-78.
  3. Ламехова Е.А. Реализация развивающей функции обучения в преподавании биологии в средней школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 1998. 189 с.
  4. Ламехова Е.А. Анализ состояния проблемы развития детей в процессе обучения в трудах ученых XIX века // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (25 ноября 2015 г., Пермь) / под ред. А.А. Сукиасяна. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 182-184.
  5. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / сост. С.Д. Егоров. М.: Просвещение, 1986. 432 с.
  6. Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 485 с.
  7. Зверев И.Д., Трайтак Д.И. Методика преподавания биологии: исторический очерк // Биология в школе. 1987. № 5. С. 22-26.
  8. Теряев А.М. Начальные основания ботанической философии. СПб.: Изд-во при Имп. Акад. наук, 1829. 156 с.
  9. Кастальский И. Ботаника для юношества, содержащая начальные основания ботаники и изображения 102 растений. СПб.: Глазунов, 1826. 276 с.
  10. Коротов В.М. Основоположник теории развития личности // Педагогика. 1994. № 4. С. 79-88.
  11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 2 / под ред. Н.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. 438 с.
  12. Бекетов А.Н. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях // ЖМН Пр. 1863. № 12. С. 14-18.
  13. Богданов А.П. Зоология и зоологическая хрестоматия: В 3 т. М.: Грачев и Ко, 1862. 1865. 3 т.
  14. Любен А. Руководство к систематическому изучению ботаники для школ и самообучения: В 2 т. СПб.: Головачев, 1869.
  15. Раевский Н.И. Ботаника для реальных училищ. М.: Лисснер и Ромон, 1890. 270 с.
  16. Михайлов Д.С. Приготовительный курс зоологии. СПб.: Огризко, 1862. 139 с.
  17. Сент-Илер К.К. Элементарный курс зоологии. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1874. 250 с.
  18. Трайтак Д.И. Александр Яковлевич Герд (1841-1888) // Биология в школе. 1988. № 6. С. 20-21.
  19. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: В 2 т. СПб.: Товарищество художественной печати, 1900.
  20. Половцов В.В. Основы общей методики естествознания. М.: Сытин, 1907. 276 с.
  21. Игнатьев Б., Соколов С. Наблюдай природу. М.; Петроград: Госиздат, 1923. 96 с.
  22. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. СПб.: Губинский, 1906. 230 с.
  23. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения: Пер. с фр. СПб.: Пантелеев, 1901. 232 с.
  24. Бинэ А., Симон Т. Развитие интеллекта детей. М.: Саблин, 1911. 162 с.
  25. Румянцев Е. Как изучалась и изучается душевная жизнь детей? // Душевная жизнь детей. М., 1910. С. 4-65.
  26. Севрук Л.С. Методика начального курса естествоведения. СПб., 1902. 428 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ламехова Е.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».