Визуальная презентация этнического образа чувашей в киберпространстве (на примере социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены репрезентационные практики и механизмы формирования визуальных образов этничности чувашей в киберпространстве. Целью настоящего исследования является определение форм и способов репрезентации этничности, механизмов и средств формирования визуального этнического образа чувашей в виртуальном пространстве на примере социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте». Исследование основано на изучении визуального контента (постов, комментариев к ним, дискуссий) в группах и на личных страницах, материалах массового опроса пользователей указанных социальных сетей. Результатом исследования стало насыщенное описание особенностей формирования и трансляции визуальных образов чувашской этничности: визуальных источников, способов визуализации, функции и востребованности визуального контента. Исследование показало, что визуализация этнического образа чувашей в киберпространстве происходит посредством символизации сюжетов этнической истории, элементов материальной и духовной культуры, путем использования в процессе формирования этнического образа сказочно-мифологических, литературных и реальных персонажей и страниц истории, популярных форм репрезентации народных традиций – костюма, национальной кухни, праздников и обрядов. Визуальный контент представлен фото- и видеоматериалами, фильмами, компьютерной графикой, анимацией. Визуализация этнического контента способствует стереотипизации черт этнического образа, выступает средством конструирования этнического образа, способом выражения принадлежности к этническому сообществу, трансляции знаний об истории традиционной культуре народа, внутриэтнической коммуникации, обмена информации пользователей сетей и их интеграции в виртуальное пространство.

Об авторах

Екатерина Андреевна Ягафова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры и искусства

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Симбирцева Н.А. Визуальный текст как явление современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7, ч. 1 (33). С. 183–185.
  2. Клюсова П.С. Медиапрезентация образов этнической культуры как способ сохранения идентичности: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Екатеринбург, 2020. 151 с.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  4. Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1 (309). С. 58–66.
  5. Кириллова Н.Б. Культура. Мифотворчество в медиа. М.: Академический Проект, 2006. 448 с.
  6. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: монография. Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001. 446 с.
  7. Дроздова А.В. Визуальность как феномен современного медиаобщества // Дискуссия. 2014. № 10 (51). С. 29–36.
  8. Пивнева Е.А. Фоторепрезентации этнической культуры обских угров // Вестник угроведения. 2018. Т. 8, № 4. С. 716–728.
  9. Волокитина Н.А. Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве // Культурология. 2019. № 3 (33). С. 39–45. doi: 10.34130/2223-1277-2019-3-39-45.
  10. Федорова А.А. Сетевые репрезентации этнических групп в виртуальном пространстве русской этничности: дис. … канд. соц. наук: 22.00.06. СПб., 2019. 343 с.
  11. Лапшина Н.В. НКО поляков Сибири в веб-пространстве: репрезентация культуры и этнической идентичности // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 124–153. doi: 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-124-153.
  12. Сулейманова О.А. Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «ВКонтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 169–199. doi: 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199.
  13. Полевые материалы автора. Опрос пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». 2023 г.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ягафова Е.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».