Визуальная презентация этнического образа чувашей в киберпространстве (на примере социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники»)
- Авторы: Ягафова Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 12, № 4 (2023)
- Страницы: 175-180
- Раздел: Исторические науки
- URL: https://journal-vniispk.ru/2309-4370/article/view/260655
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2023124209
- ID: 260655
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены репрезентационные практики и механизмы формирования визуальных образов этничности чувашей в киберпространстве. Целью настоящего исследования является определение форм и способов репрезентации этничности, механизмов и средств формирования визуального этнического образа чувашей в виртуальном пространстве на примере социальных сетей «Одноклассники» и «ВКонтакте». Исследование основано на изучении визуального контента (постов, комментариев к ним, дискуссий) в группах и на личных страницах, материалах массового опроса пользователей указанных социальных сетей. Результатом исследования стало насыщенное описание особенностей формирования и трансляции визуальных образов чувашской этничности: визуальных источников, способов визуализации, функции и востребованности визуального контента. Исследование показало, что визуализация этнического образа чувашей в киберпространстве происходит посредством символизации сюжетов этнической истории, элементов материальной и духовной культуры, путем использования в процессе формирования этнического образа сказочно-мифологических, литературных и реальных персонажей и страниц истории, популярных форм репрезентации народных традиций – костюма, национальной кухни, праздников и обрядов. Визуальный контент представлен фото- и видеоматериалами, фильмами, компьютерной графикой, анимацией. Визуализация этнического контента способствует стереотипизации черт этнического образа, выступает средством конструирования этнического образа, способом выражения принадлежности к этническому сообществу, трансляции знаний об истории традиционной культуре народа, внутриэтнической коммуникации, обмена информации пользователей сетей и их интеграции в виртуальное пространство.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Андреевна Ягафова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yagafova@yandex.ru
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры и искусства
Россия, г. СамараСписок литературы
- Симбирцева Н.А. Визуальный текст как явление современной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 7, ч. 1 (33). С. 183–185.
- Клюсова П.С. Медиапрезентация образов этнической культуры как способ сохранения идентичности: дис. … канд. культурологии: 24.00.01. Екатеринбург, 2020. 151 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
- Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе // Социологические исследования. 2010. № 1 (309). С. 58–66.
- Кириллова Н.Б. Культура. Мифотворчество в медиа. М.: Академический Проект, 2006. 448 с.
- Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: монография. Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001. 446 с.
- Дроздова А.В. Визуальность как феномен современного медиаобщества // Дискуссия. 2014. № 10 (51). С. 29–36.
- Пивнева Е.А. Фоторепрезентации этнической культуры обских угров // Вестник угроведения. 2018. Т. 8, № 4. С. 716–728.
- Волокитина Н.А. Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве // Культурология. 2019. № 3 (33). С. 39–45. doi: 10.34130/2223-1277-2019-3-39-45.
- Федорова А.А. Сетевые репрезентации этнических групп в виртуальном пространстве русской этничности: дис. … канд. соц. наук: 22.00.06. СПб., 2019. 343 с.
- Лапшина Н.В. НКО поляков Сибири в веб-пространстве: репрезентация культуры и этнической идентичности // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 124–153. doi: 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-124-153.
- Сулейманова О.А. Презентация культуры кольских саамов в социальной сети «ВКонтакте»: динамика визуальных образов материальной культуры // Этнография. 2020. № 3 (9). С. 169–199. doi: 10.31250/2618-8600-2020-3(9)-169-199.
- Полевые материалы автора. Опрос пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники». 2023 г.
Дополнительные файлы
